Об исцелении болезни омрачений

Самый лучший способ вам помочь – это указать правильное направление, а не каким-то другим образом. То есть я не могу избавить вас от страданий, так же, как скажем, можно достать занозу из вашей ноги. И Будда сам говорил: «Я не могу очистить живых существ от негативной кармы, поливая нектаром их тело. Также я не могу передать им свои реализации, как делаю им подарок. Только указывая им путь истины, указывая им путь к освобождению, я могу принести благо живым существам».

Итак, в первую очередь, вам необходимо понять, что такое настоящее счастье. Здесь недостаточно просто интеллектуального понимания, вам необходима убежденность в том, что такое настоящее счастье. Настоящее счастье – это ваш ум полностью свободный от омрачений. И вам необходимо понять, кто является создателем проблем. Вам нужно обрести убежденность в том, что создатель ваших проблем, это не кто-то во внешнем мире, а это ваши собственные негативные состояния ума. Тогда у вас появится очень сильное чувство: «Как же мне избавиться от этих негативных состояний ума, от болезни омрачений? Ведь это настоящий создатель проблем!»

Например, если ваш сосед – человек с очень грубым характером, он все время кричит, ругается, кого-то критикует, и вы думаете: «Как было бы хорошо, если бы мой сосед уехал отсюда!» Вы думаете, что избавиться от этого соседа – это освобождение. Потому что вы понимаете, что сосед создает много проблем. Но в буддизме говорится, что, по-настоящему, проблемы создает не сосед, а настоящий создатель проблем – это ваши омрачения. Если у вас ум сильный, то грубый характер вашего соседа будет для вас очень полезным, это поможет вам практиковать терпение. Ваш сосед может быть полезен для развития вашего ума, а ваши омрачения никогда не смогут быть полезными для развития ума. В прошлом они никогда вам не помогали, в настоящем не помогают и в будущем никогда вам не помогут, поскольку их функция – это только вредить вам. Если у вас есть такое понимание, то глубоко внутри вы подумаете о том, как было бы хорошо полностью избавить свой ум от болезни омрачений.

В наше время современные доктора, терапевты исследуют этот вопрос и говорят, что негативные состояния ума очень вредны для нашего здоровья, они являются причинами  большого количества наших физических проблем со здоровьем. У них появляется новый интерес: как бы избавить наш ум от этой болезни омрачений? И если такой человек обратится к буддийскому учению, то это будет подходящий человек для его получения. А такой человек, который думает, что обратившись к буддизму, обретет какие-то сверхъестественные способности, станет экстрасенсом – это не подходящий человек для  буддийского учения.

Если у вас есть настоящая убежденность в том, что главный создатель ваших проблем – это ваша болезнь омрачений, что это настоящая болезнь, и как было бы хорошо излечиться от этой болезни, тогда вы будете подходящими сосудами, для того чтобы я в течение этих нескольких дней передавал вам учение.

Что касается излечения от болезни омрачений, то здесь недостаточно послушать одну или две лекции, здесь необходимо получить систематическое учение, полностью весь цикл учений, и тогда вы обретете профессионализм в излечении от болезни омрачений. Тогда что бы вы ни делали, это будет эффективным, прямо или косвенно это будет делать ваши омрачения слабее. Как только ваши омрачения станут слабее, то сразу же вы станете очень счастливым человеком, где бы вы ни находились. Это я могу вам сказать на сто процентов.

Если ваши омрачения становятся активными, то сразу же, кем бы вы ни были: вы можете быть богатым или очень известным человеком – вы сразу же станете несчастным, потому что создатели проблем становятся активными. И когда они становятся активными, то сначала вы становитесь несчастными, а далее становятся несчастными окружающие вас люди.

Поэтому вам необходимо обучиться тому, как систематически сначала сделать ваши омрачения слабее, а затем – как полностью устранить их из своего ума. И чтобы это сделать, вначале очень важно иметь представления о собственном уме: что такое ваш ум и что такое феномен. Если у вас очень слабое понимание своего ума, самих себя, то тогда укротить свой ум будет очень трудно. Буддийская философия очень важна для укрощения ума, для того чтобы сделать ум здоровым.

В нашем мире есть много различных философий, и все они отвечают на три главных вопроса. В первую очередь вам нужно знать о том, на какой первый вопрос стараются ответить все философы в нашем мире. Первый вопрос: «Что такое Я» В прошлом многие философы старались найти ответ на этот главный вопрос: «Что такое Я» Потому что мы все время говорим: «Я, я, я». Но для нас не очень ясно, что такое это Я. На основе этого вопроса: «Что такое Я», возникают два главных подразделения философии.

Одно из этих подразделений философии называется философией атмана, а другое подразделение – это философия не-атмана. Что касается философии атмана, то к ней относятся такие религии, как христианство, индуизм, ислам и так далее, у них есть представление о том, что существует такой атман – душа, существующая отдельно от тела и ума, нечто независимое от тела и ума, постоянное и единичное. Она не является чем-то составным, собранием чего-то, а просто единична. Те философы, которые с этим соглашаются, называются философами атмана.

В буддизме дается учение о философии не-атмана. В буддийской философии существуют  четыре различные философские школы, и не одна из них не соглашается с существованием такой души, этого «Я», отдельного от тела и ума. Такого «Я», отдельного от тела и ума, не существует, это называется бессамостностью. Что касается буддийских философских школ, то в низших школах говорится, что «Я» существует в пределах пяти совокупностей. Высшая школа Прасангика Мадхьямика говорит, что такого «Я» не существует ни снаружи, ни внутри пяти совокупностей. «Я» – это просто название, и нет ничего самосущего, нет  собственных характеристик, существующих со стороны объекта. Это краткий ответ на вопрос о том, что такое «Я».

Далее, рассмотрим второй вопрос. Все философы интересуются следующим вопросом: если есть такое «Я», то существует ли у него начало или нет, есть ли у него конец или нет конца.

Это общая философия, ее знать очень важно. Далее, если вы будете углубляться в буддийскую философию, то это будет вам более полезно. Тогда это откроет ваш ум, и ваш  образ мышления станет шире. Как только вы обретете широкий образ мышления, то омрачения уже не будут с такой легкостью возникать в вашем уме, поскольку вы обретете здоровый образ мышления.

Посмотрите в повседневной жизни: если человек мыслит узко, то он очень легко может что-то неправильно понять. Если возникает недопонимание, то сразу же возникает гнев. Здесь, если вы видите, что какой-то человек рассматривает ситуацию с точки зрения и самого себя, и с точки зрения других людей, то хотя, в принципе, даже если этот человек злится, но у него уже не возникает так быстро недопонимание. Он понимает, что, возможно, этот  человек сказал это с такой-то и такой-то точки зрения. Сразу же у него уменьшаются недопонимание и гнев.

Дигнага – великий мастер логики, говорил о том, что все омрачения возникают из-за неясного понимания, из-за ложного понимания. Если есть омрачения, то на сто процентов присутствует неправильное понимание. Все позитивные состояния ума возникают из достоверного, ясного понимания. Дигнага сказал, что именно с этой целью он написал свой текст по достоверному познанию, для того чтобы устранить болезнь омрачений.

Для вас, жителей России, получать учение по буддийской философии, по буддийской логике полезно, это практично для вас, с их помощью вы можете уменьшить омрачения в своем  уме. Я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что у вас нет таланта к медитации. Но я хочу сказать, что ваш талант – это хороший острый ум, вы легко можете понять философию, и вам необходимо использовать именно этот талант для развития своего ума. У меня также нет таланта к медитации, у меня есть талант к пониманию философии, это я тоже могу вам сказать. Талант к пониманию философии – это не хуже таланта к медитации.

© перевод лекции Геше Тинлея

27.07.13
66
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет