О постижении природы ума. Продолжение

В буддизме говорится, что привязанность для вас самих очень вредна, она делает вас глупыми. Далее, из-за привязанности также возникает гнев. Посмотрите, например, на собаку. Если перед собакой нет куска мяса, и вы дотрагиваетесь до нее, то ей это не важно.

Но если перед ней лежит кусок мяса, и вы прикоснетесь к куску мяса, то она сразу же захочет вас укусить. Почему? Потому что у нее есть привязанность к мясу, она думает, что кто-то собирается забрать это мясо, и из-за этого она начинает злиться. Никто не хочет  злиться, но как только кто-то дотрагивается до их объектов привязанности, у них сразу же возникает гнев.

Как только вы поймете этот механизм возникновения омрачений, вы увидите, что гнев возникает из-за привязанности, а привязанность возникает из-за отсутствия правильного понимания реальности объекта. Если нечто разрушается каждый миг, то зачем к этому привязываться? Например, у вас не возникает привязанности к красивой форме облака, потому что вы знаете, что скоро эта форма изменится. И ваши тела, и тела других людей точно также подобны форме облака. То, что производит, создает это, само это и разрушает.

Это разрушение происходит каждый миг. Как только вы об этом узнаете, то сразу же у вас привязанности станет меньше, и, естественным образом, вы станете более умными.

Также вам нужно знать о том, что любая встреча заканчивается расставанием, и однажды либо вы расстанетесь с этим объектом, либо этот объект расстанется с вами. Как только вы в своем уме это очень ясно поймете, в тот момент, когда произойдет расставание, для вас это не будет проблемой. Вы просто подумаете: «Я давно знал, что в один прекрасный день это случится: или этот объект уйдет, или я уйду». Тогда у вас не будет депрессии. Если же вы думаете, что некий объект – это часть меня, и все время должен быть со мной, то это глупо.

Тогда, если этот объект уходит, вы не хотите дальше жить. Все эти психологические проблемы возникают из-за концепции постоянства. Понимание непостоянства очень полезно в повседневной жизни. Как только у вас уже начинает возникать привязанность к какому-то объекту, вам сразу же нужно сказать себе, что этот объект непостоянен, что он разрушается каждый миг, поскольку он является производным. То, что порождается из причины, разрушается каждый миг. Зачем же к этому привязываться? Если у меня есть этот объект, нужно использовать его, но не привязываться к нему.

Далее, что касается пустоты этой чашки. Пустоту этой чашки вы можете познать с помощью умозаключения по ненаблюдению. Ученые также используют такое умозаключение по ненаблюдению. Они его так не называют, но при этом они используют это понятие. Например, когда вы исследуете, что в каком-то образце крови отсутствует вирус – это умозаключение по ненаблюдению. Для этого вам очень точно нужно знать, что является объектом отрицания, то есть очень точно знать, что представляет собой вирус. И как только вы установите очень точно, что представляет собой определенный вирус, после этого с помощью микроскопа вы можете исследовать кровь и прийти к стопроцентному умозаключению, что в этом образце крови отсутствует этот вирус.

Отсутствие вируса в крови – это феномен отрицания. Это феномен, потому что это объект достоверного познания. Существует множество таких феноменов, которых вы не видите своими глазами, но при этом они существуют и являются объектами достоверного познания.

Например, отсутствие рогов на вашей голове – это феномен. Это феномен и это объект достоверного познания. Если бы отсутствие рогов на вашей голове не было феноменом, тогда у вас на голове должны были бы быть рога. У нас, у людей, есть представление о том, что феномен – это нечто вроде чашки или стола, до чего мы можем дотронуться. Но это не так. Существует множество различных уровней феноменов. Поэтому феномены делятся на две категории: это утвердительные феномены и феномены отрицания. Феномены отрицания – это тоже феномены.

Например, касательно этой чашки. Пустота этой чашки – это то, что чашка, которая является вам, не существует где-то здесь. И в отношении чашки, и в отношении вашего «Я» – они не существуют такими плотными, какими вам кажутся, то есть, где-то здесь их нет. Пустота – это абсолютная природа феномена. «Я» существует, но такого «Я», которое вам является, не существует. Например, вы можете думать, что, может быть, в вашей крови есть какой-то вирус, из-за этого вы паникуете, очень боитесь. Затем вы проводите подлинный анализ и очень ясно приходите к выводу, что вирус в крови отсутствует. Вы говорите: «А, слава богу! Кровь чистая! Вирус отсутствует!» И тогда паника сразу проходит.

Точно также у вас есть представление о вашем «Я» как о чем-то таком прочном. Из-за этого представления возникает множество различных ожиданий в отношении будущего и различных страхов. Но такого плотного прочного «Я» не существует. «Я» существует, но  оно существует таким тонким образом, что в настоящий момент такое представление ни разу не появлялось в вашем уме. Каким образом вы познаете абсолютную природу чашки и себя? Здесь вы используете умозаключение по ненаблюдению. Различают пять видов умозаключения по ненаблюдению, которые являются очень мощными средствами для познания пустоты. Все эти объяснения даются в тексте «Мадхьямакааватара». Подумайте: «Как было бы хорошо, если бы в будущем я получил подробное учение по всем этим темам».

Если говорить в общем, то первое умозаключение называется умозаключением единичного и множественного. Второе – умозаключение четырех альтернатив. Третье – умозаключение чего-то единого и множественного. Четвертое – умозаключение существующего и несуществующего. Пятое – царь умозаключений – взаимозависимость.

Это подобно микроскопу, как только вы очень точно поймете, что представляет собой объект отрицания, то с помощью этих пяти умозаключений, как с помощью пяти микроскопов вы очень точно сможете установить, что в крови отсутствует такой-то вирус.

Здесь точно также: чашка и «Я» пусты от самобытия. Чтобы это понять, в первую очередь вам нужно понять, что такое самобытие, и это нелегко. Что такое самобытие понять очень трудно. Но как только вы это поймете, с помощью этих пяти умозаключений вы точно сможете познать пустоту. Вы сможете обрести концептуальное постижение пустоты. Что касается этих пяти видов умозаключений, то для познания пустоты в целом вам достаточно одного или двух умозаключений, необязательно использовать все пять микроскопов. Если  же вы используете все эти пять умозаключений, то постижение, понимание пустоты становится еще более ясным, и это очень хорошо, если вы используете все пять  умозаключений.

В противном случае вы говорите о мудрости познающей пустоту, говорите о прямом йогическом познании, но это остается для вас чем-то абстрактным. Вы не понимаете технически, как это возможно. Царь умозаключений говорит о том, что чашка и «Я» пусты от самобытия, поскольку взаимозависимы. Может быть, для вас это не имеет смысла, но для меня это очень ясно. Если, например, я вам скажу, что земля круглая, поскольку в разных местах земного шара время отсчитывается по-разному, то для вас это станет ясно, и вы скажете: «Да, это правда, на сто процентов земля круглая». И здесь я могу сказать, что хотя земля кажется плоской, но, в действительности, она не является плоской, она круглая. И это благодаря рассуждению о восходе солнца, о закате.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

29.07.13
19
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет