Об основах, пути и результате. Продолжение

В вас сидит злой дух. У нас у всех есть злой дух. Пока он спит, это очень хорошо. Когда его  разбудят, он не дает вам спокойно жить. Когда определенные условия не возникают, то ваш злой дух спит, и это очень хорошо. Пусть он спит, оставьте его. Все ваши омрачения – это злой дух, очень опасный злой дух. Хорошо, когда он спит. Что его пробуждает? Это происходит в тот момент, когда вы слушаете что-то злое. На злое смотреть – разбудить злой дух. Злое слушать – разбудить злого духа. Поэтому на злое не смотрите, если не хотите разбудить злого духа. Когда вы его разбудили – это очень опасно. Когда этот злой дух просыпается, вы превращаетесь во врага для самих себя. Это самое страшное.

Чужих людей, врагов мы видим очень явно, но когда просыпается злой дух, человек  становится врагом самому себе. Вы тоже так. Когда ваш злой дух разбужен, вы тоже становитесь врагом самому себе. Итак, не слушайте злое от других. В особенности не спрашивайте людей: «А что обо мне говорят другие?» Это очень большая ошибка. «Что про меня говорят там?» Таких вопросов задавать вообще не надо, и даже если они начинают говорить, скажите: «Стоп, стоп. Мне не интересно. Что люди про меня говорят, мне не интересно. У меня нет времени. У меня много других дел. Спасибо, больше мне такой информации не нужно». Ведите себя спокойно. Пусть они плохо говорят. Если вы не слушаете, ничего страшного в этом нет. Ваш злой дух будет спать. Вы спокойны, смеетесь.

Как хорошо!

Далее, третье: у обезьяны зажат рот. Тем самым говорится: «Не говорите злое, не говорите плохо о других». Однажды вы скажете что-то плохое о других, второй раз скажите что-то плохое, и у вас появится привычка говорить плохо о других. А когда у вас появится привычка говорить что-то злое, то тогда это ваше зло станет еще более привычным для вас.

Итак, когда ваш рот уже практически произнес что-то плохое о других, вы должны сразу же себя остановить: «Нет, не говори!» Это ваша практика! У русских так: когда вам что-то не понравится, где-то в области груди становится как-то щекотно: «Я должен об этом сказать, если я сейчас не выскажусь, мне будет неудобно». А когда сказали, вы думаете: «Фу-у, как хорошо, что я сказал». Это плохая привычка. Не надо говорить. Надо сразу думать: «О, как жалко! Они неправильно поняли».

Иногда надо говорить, но без гнева: «Пожалуйста, не делай так!» Все, этого достаточно! Зачем нужно ругать человека? Если вы все-все плохое ему выскажете, от этого пользы не будет. Даже своим детям такие вещи не надо говорить. Потом детям станет неинтересно.

Надо поступать эффективно. Если дети неправильно поступили: «Сын (или дочка), так, пожалуйста, не делай!» Это эффективно. Когда я был маленьким, моя мама делала мне замечания неэффективно. Поэтому я даже не слушал. А когда папа говорил, я всегда соглашался: «Да, да, да», потому что он говорил эффективно. Когда я не правильно делал, он мне сразу говорил: «Сыночек, больше так не делай – это не правильно». Он много не говорил, но мне было очень стыдно. Я обещал: «Все, я так не буду делать». Это было эффективно. Вам такой же совет: много не говорите.

Иногда у нас есть такое: о чужих ошибках мы можем говорить долго-долго, а о своих ошибках много не говорим. Себе это «нельзя» мы не говорим. Другим говорим: «Это нельзя, это нельзя». Это некрасиво. Я вижу это в тибетском обществе, в Бурятии, у русских – везде одинаково. Старая бабушка с дедушкой сидят и говорят: «О, раньше мы такие хорошие были, а сейчас молодые такие плохие, странно одеваются, шорты надевают, на дискотеку ходят. Какие они плохие». Я не согласен: «Раньше вы тоже святыми не были». Себя они так видят: «Раньше мы такие святые были. Сейчас все так плохо». Люди одеваются согласно ситуации. Времена меняются, появляются другие интересы. Молодые – не совсем плохие.

Поэтому надо понимать, что время другое – интересы другие. Пусть они одеваются согласно их интересам. Самое главное, чтобы они не вредили другим. Самое главное, чтобы они много не пили. Вот так думайте, тогда всегда с другими общий язык найдете. Старый человек видит прошлое время, а молодой видит настоящее. Говорить: «Это плохо, этого не надевай. Почему волосы так делаешь? Так нельзя. Как мы раньше делали, так надо делать».

Запретите себе так говорить – это вам полезно. Итак, своим ртом не произносите слишком много. В Тибете есть одна очень важная поговорка. В ней говорится, что под влиянием негативных эмоций не нужно говорить что-то сразу же. Если вы скажете, то не сможете забрать свои слова обратно. А если не скажете, то можете сказать это в любое другое время. Поэтому, когда щекотно в груди, не надо говорить. Лучше подумать: «Наверное, я  неправильно понял. Вначале я должен узнать ситуацию точно. Потом я поговорю». А вы сначала ругаете, а потом говорите: «Извини, я был неправ». Это неправильно. Сначала нужно знать всю ситуацию. Это действие вашего рта. Много лишнего не говорите, тогда ваши слова будут эффективными. Редко говорите, редко давайте советы. Слишком много советов тоже не надо давать.

Далее, четвертое условие порождения омрачений – это думать об объекте омрачения снова и снова. Не обдумывайте, не размышляйте на тему объекта омрачения снова и снова. Например, если кто-то сказал в ваш адрес что-то плохое, вы всю ночь обдумываете эту тему, и это неправильно. Вы всю ночь думаете: «Он мне сказал, что я тупой, тупой, тупой, тупой».

Вы сами ненормальный. Он сказал это один раз. Зачем нужно об этом думать? Вы сами себя ругаете: «Он мне сказал, что я тупой» Он один раз это сказал, а кто это повторяет? Вы сами повторяете! Вы сами себя ругаете. Зачем это надо? Если кто-то называет вас тупым, думайте: «Если я тупой, то он правильно сказал». Сравните себя с бодхисаттвой, и тогда вы согласитесь, что вы на сто процентов тупой, поскольку находитесь в сансаре: «Если бы я небыл тупым, то давно бы стал святым человеком. А я далеко от святого, потому что я тупой.

Правильно он сказал. Спасибо большое». Утром нужно поехать к нему и сказать: «Спасибо большое». Он спросит: «Почему?» «Вчера ты меня назвал тупым, и я понял, что я по-настоящему тупой, но не только я, ты тоже тупой, мы в сансаре все тупые». Это правда.

Почему? Потому что если бы мы были умными, то наш ум давно бы стал чистым. У нас очень много омрачений. Поэтому я тоже тупой, вы тоже тупой, все тупые. И это помогает.

Да, это правильно.

Потом слово «тупой» вообще станет необидным. О, это правильно. Не принимайте слишком серьезно то, что люди говорят о вас. Не обдумывайте эти темы снова и снова. Это называется «злая память» – злопамятность. Почему у вас очень сильна злопамятность?

Например, если кто- то говорит: «Я прошу прощения за то, что совершил такую-то и такую-то ошибку», вы на это отвечаете: «Не только эту ошибку. Год назад ты еще сделал то-то ито-то, а два года назад еще то-то и то-то». Пять лет назад, десять лет назад. Вот такая память. На добрые дела у вас памяти нет. Год назад, какие были хорошие вещи, но их вы совсем забыли. Даже вчера кто-то сделал что-то доброе для вас, но вы это забыли.

Почему так получается? Почему у вас злопамятность очень сильна и очень слаба «добрая» память? Потому что ваш ум слишком много обдумывает злое и слишком мало думает о том, что люди делают хорошего для вас. Это такой механизм. В нашем уме нет такого, что «злая» память отлично работает, а «хорошая» память работает плохо. Они работают одинаково. Вы подкрепляете «злую» память, постоянно думая: «Он мне так сказал, он мне так сказал, год назад он мне так сказал, десять лет назад он мне так сказал. Он мне так и так делал». Вы так думаете, поэтому и не забываете. Это как песня в телевизоре, которую вы один раз послушали, второй раз послушали, и потом вы ее хорошо помните. Это привычка. Так устроен наш ум. То, что я вам говорю, – это факт. Если вы один раз услышите что-нибудь хорошее, все, вы об этом не будете думать. Поэтому вы этого и не вспомните. Поэтому у вас  нет «доброй» памяти.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

31.07.13
16
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет