О четырех философских школах буддизма - блог №709722

Наше тело разлагается, умирает, но наш ум не исчезает, он все время продолжает существовать. Для ума нет смерти, и поэтому очень важно готовиться к следующей жизни.

Ум все время продолжает существовать, поэтому важным является не только ментальное счастье этой жизни, но также счастье ума будущей жизни. Ментальное счастье обретается благодаря здоровому уму, а здоровый ум возникает благодаря здоровому образу мышления.

Недостаточно простоспокойносидеть, не имея концепций в уме. В это время вы, конечно, обретаете определенный покой, но затем, когда выходите из этого состояния, к вам возвращаются все ваши проблемы. Многие из вас не могут пребывать в таком состоянии  однонаправленной концентрации, но даже если бы вы могли пребывать в этом состоянии, все равно недостаточно было бы просто сосредоточиться однонаправлено. Дальше, когда вы выйдите из этого состояния, у вас снова появятся те же самые проблемы. Главная цель Учения Будды – это не только развитие однонаправленной концентрации, самая главная цель – это развитие мудрости.

Что касается мудрости, то различают три вида мудрости: высшая мудрость – это мудрость, возникшая на основе медитации. Эта мудрость называется випашьяна. Она полностью устраняет омрачения из нашего ума. Для того, чтобы обрести такую мудрость, очень важна шаматха. Однонаправленная концентрация – шаматха очень важна для обретения такой мудрости – випашьяны, которая является мудростью, возникшей на основе медитации. Для того чтобы обрести этот третий, высший уровень мудрости в первую очередь необходим второй уровень, без которого высший уровень будет для вас недостижим, невозможен.

Второй уровень мудрости – это мудрость, возникающая из размышления. Размышляйте над  тем богатым материалом, который вы получаете, снова и снова, и в этом случае ваш ум будет пребывать в состоянии большого покоя. Благодаря такой мудрости у вас появится много здоровых видов мышления. У вас в уме уже не будет таких мыслей: «Может быть это так, а может быть так». Не будет такого, что сегодня вы думаете одно, а завтра другое.

Всегда – как один мудрый человек, достигший мудрости через понимание философии. Вам нужно понимать, что такая мудрость – прямая причина випашьяны. Это является главной причиной, но также необходимо такое условие, как шаматха, и тогда вы обретаете випашьяну, которая является основной мудростью, подрубающей корень сансары.

В высоких тантрах, в некоторых текстах по махамудре и дзогчену, говорится, что во время випашьяны не должно быть анализа, аналитической медитации. А в сутрах определение випашьяны дается такое: когда благодаря аналитическому исследованию вы обретаете безмятежность в уме, блаженство – это называется випашьяной.

В текстах по махамудре и дзогчену говорится, что во время практики випашьяна вы не  должны выполнять никакой аналитической медитации, вы должны просто пребывать в однонаправленном сосредоточении, и так вы обретаете випашьяну. Но если у вас нет мудрости, возникшей на основе размышлений, то вы можете пребывать в однонаправленной  концентрации, но никакого значения это иметь не будет – вы не сможете так развить випашьяну. Когда вы практикуете махамудру и дзогчен, когда медитируете на ясный свет, в этом случае, если вы начнете выполнять аналитическую медитацию, то выйдете из состояния ясного света. То есть вы не сможете пребывать в состоянии ясного света, и это не будет медитацией на ясный свет. Однако если этот ясный свет не обретет прямого постижения пустоты, то это также не будет настоящей медитацией на ясный свет.

Здесь я хотел подчеркнуть вам один очень важный момент: до того, как вы приступите к медитации на ясный свет, вам необходимо обрести очень точное понимание пустоты. Вам необходимо обдумывать эту тему снова и снова и обрести мудрость, возникшую на основе размышлений. Тогда во время медитации на ясный свет вам не нужно будет думать, где находится ваше «Я», каков объект отрицания, не нужно будет применять обоснований единственного и множественного, и отбрасывать, отвергать объект отрицания. Итак, если вы очень хорошо натренировались, то в этот момент вы будете понимать, что нет такого «Я», которое имело бы самобытие, и ум тоже не имеет самобытия. С самого начала он не существовал таким, каким казался мне, также ситуация обстоит в настоящем, такой же будет и в будущем. Далее пребывайте в этом ясном свете, который познает природу самого себя.

Теоретически объяснить это очень трудно, а что касается медитации на ясный свет – это объяснить еще труднее.

Такой ответ я услышал от Его Святейшества Далай-ламы, потому что много лет назад у меня были определенные сомнения в отношении махамудры и дзогчена. Я сказал Его Святейшеству, что не могу согласиться с тем, что в практике махамудры и дзогчена випашьяну можно обрести только с помощью однонаправленной концентрации. Тогда какая же польза от философского воззрения? Во время медитации вы просто пребываете в однонаправленном сосредоточении. Его Святейшество как раз и объяснил мне это таким образом, что это вопрос  очень  сильной убежденности в теории пустоты. Тогда во время медитации вы просто вспоминаете об этой теме. Если вы это понимаете, то для вас это – очень драгоценный подарок.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.08.13
275
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store