О четырех философских школах буддизма. Продолжение - блог №709746

Если у вас появляется убежденность какого-то уровня, то вы уже становитесь немного буддийским философом. В учении по логике «Праманаварттика» говорится, что все производное непрерывно, каждый миг разрушается, потому что причина, которая создает это явление, сама уже является причиной его разрушения. Поэтому в своем разрушении этот объект не зависит от каких-то других факторов. То есть причина, которая породила этот объект, самапо себе является причиной его разрушения. Поэтому все производное непрерывно разрушается. В наше время наука исследовала этот вопрос, и ученые пришли к такому же открытию, хотя они не изучали буддийскую философию. Они говорят, что все производное непрерывно разрушается. Но, что касается второй печати, то о ней ученые ничего не знают. Потому что у ученых очень слабые знания об уме и о механизме ума. Все, что они исследуют – это материя. Как же таким образом они могут обрести знания об уме, ведь в уме отсутствует материя. Это не значит, что ученые недостаточно умны, просто это другая область знания. Если они начнут исследовать этот вопрос, то я уверен, они поймут, что ум, находящийся под контролем омрачений, обладает природой страдания. Это вторая печать.

Теперь, третья печать. Здесь говорится: все феномены пусты и бессамостны. Если мы говорим о воззрении школ Вайбхашика и Саутрантика, то они не принимают пустоты  феноменов, они говорят, что все феномены бессамостны. Поэтому здесь добавляется слово  «бессамостны». Это очень глубокое философское воззрение. Я вам его объясню позже.

Далее, четвертая печать. В четвертой печати говорится о счастье. Все живые существа действуют только лишь ради счастья. Все, что мы делаем, мы делаем ради счастья. Чтобы мы ни изучали, над чем бы мы ни работали, ходили здесь и там – все мы это делаем ради счастья. Некоторые люди летят куда-то на самолете в поисках счастья. Некоторые люди много ходят пешком туда-сюда, как тараканы. Просыпаются каждое утро и идут, ходят как тараканы и также ищут счастья. Некоторые люди делают вид, что они медитируют, садятся в строгую позу, садятся на иглы, истязают свое тело. Ради чего? В поисках счастья. У людей нет правильного понимания того, что такое счастье. У разных людей есть совершенно разные представления о счастье. Поэтому, если большой группе людей я задам вопрос: «Что такое счастье?» – то разные группы людей из этой большой группы будут по-разному объяснять, что это такое. Если я у собаки спрошу, что такое счастье, то собака закроет глаза и сразу же увидит мясо. Она подумает, что одного куска мяса недостаточно, что он очень быстро закончится. Двух кусков тоже недостаточно, и тогда она представит дом, полностью заполненный мясом. В этом доме нет никаких дверей, чтобы другие собаки не смогли проникнуть внутрь. Она думает: «Только я в доме, полном мяса! О, вот это счастье!»

Иногда, мы как собаки имеем такие же представления о счастье, и из-за того, что мы стараемся достичь такого счастья, у нас возникает больше проблем. Из-за непонимания философского воззрения четвертой печати мы совершаем очень большое количество ошибок в нашей жизни. Если бы много жизней назад мы поняли, что представляет собой настоящее счастье, то к этому моменту мы уже создали бы полную причину и уже достигли бы бесконечного счастья.

Итак, здесь в четвертой печати Будда говорит: «Ум, полностью свободный от омрачений – это безупречная нирвана, это безупречное счастье». Это настоящее счастье! В вашем уме нет факторов, которые беспокоят ваш ум, и это счастье. Здоровое тело – это отсутствие болезни. Поэтому, настоящее счастье – это ум, полностью свободный от омрачений. Когда ум полностью свободен от омрачений, то отсутствию омрачений не требуется причина. Вам не нужно создавать причину, которая бы сделала вас счастливыми. Речь идет об отсутствии омрачений. И это бесконечное счастье. Если бы ваше счастье зависело от какого-то внешнего фактора, то, пока этот фактор пребывал бы с вами, вы были бы постоянно счастливы. Но иногда, если этот фактор остается с вами слишком долго, вам становится скучно, и вы хватаетесь за голову: «О, я устал!» Однако когда этот фактор заканчивается, вы начинаете искать новый фактор, который сделал бы вас счастливыми. Итак, вы вновь и вновь создавали бы причины, а эти факторы вновь и вновь исчезали бы.

С безначальных времен и по сей день мы уже сделали очень много всего, мы выполнили уже очень много тяжелой работы, иногда мы даже не спали день и ночь. День и ночь работали, работали! Что мы в результате получили? В нашем мире люди очень много работают. В конце концов, они могут стать миллиардерами, но все равно у них есть страдания, а счастья нет. На деньги все невозможно купить. Богач боится, что у него могут украсть деньги, могут даже убить его. Он боится, как собака, нанимает телохранителей, беспокоится о том, чтобы деньги не уходили. Но все равно деньги уходят – на налоги и так далее. Когда деньги уходят, начинаются страдания. Все эти проблемы возникают из-за одной ошибки – это  непонимание того, что такое настоящее счастье.

Настоящее счастье – это ум, полностью свободный от омрачений. Это настоящее, бесконечное счастье. Думайте так: «Да смогу я обрести такое счастье! Пусть все живые существа смогут обрести такое счастье!» Вот такое счастье – это ум, свободный от омрачений. «Пусть все живые существа получат еду!» – этого недостаточно. Когда вы  желаете живым существам счастья, вам нужно желать им именно этого счастья, а не обычного, временного мирского счастья. Когда вы кого-то встречаете, то прямо или косвенно старайтесь открыть ум этому человеку – это для него с вашей стороны будет лучшим подарком. Самое настоящее счастье – это здоровый ум, ум, в котором полностью  отсутствует болезнь омрачений. Вы можете сами увидеть это очень ясно. Если во время получения учения омрачений у вас становится немного меньше, то сразу же ваш ум становится умиротворенней и счастливей. Это не просто теория, вы можете пережить это на практике. Когда омрачений становится чуть-чуть меньше, то ум становится счастливей, а если омрачений полностью нет, то это невероятное счастье.

Итак, постарайтесь обрести убежденность в этих четырех положениях – четырех печатях либо через воззрение школ Вайбхашика и Саутрантика, либо через воззрение школы Читтаматра, либо через воззрение школы Мадхъямика. Какая философская школа вам больше подходит в первую очередь, именно с точки зрения этой школы думайте об этих  четырех положениях и развивайте убежденность в них. Основная цель всех буддийских школ – это обрести стопроцентную убежденность в этих четырех положениях, и в особенности в третьем положении – в положении о пустоте и бессамостности. Третье положение – это самый главный инструмент, освобождающий ум от болезни омрачений.

Если ваш ум не познал пустоту, то, что бы вы ни называли махамудрой, дзогченом, ваша  практика не будет настоящей махамудрой и настоящим дзогченом.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.08.13
246
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store