Загадки нашей памяти

Память – одна из важнейших психических функций человека. Она позволяет накапливать жизненный опыт. И трудно не согласиться с тем, что именно память, во многом, позволяет нам быть теми, кто мы есть сегодня.

Феномен памяти в литературе часто рассматриваться весьма формально — способность к воспроизведению прошлого опыта, обеспечивается следующими процессами: запоминание, хранение, воспроизведение информации и забывание.

Эта статья не об этом, она о том, как и почему, мы помним одно, забываем другое, и совершенно не можем забыть или вспомнить третье, несмотря на то, что очень хотим управлять своей памятью, как можно эффективнее.

Существует классификация видов памяти по временным характеристикам: долговременная память (декларативная), кратковременная память и ультракратковременная память.

Кратковременная память позволяет нам воспринимать и хранить информацию в течение, всего лишь, нескольких секунд. Это важно, например, при решении арифметических задач, или при покупке товара в магазине. Кратковременная память позволяет сохранить элементы поставленной задачи, для того, чтобы решить всю задачу целиком. Здесь внимание направлено избирательно, и запоминание тоже осуществляется избирательно.

За кратковременную память, по мнению учёных, отвечают определённые структуры мозга: гиппокамп и кора головного мозга. Поступившая информация циркулирует по замкнутым нейронным сетям гиппокампа. Электрический сигнал будет существовать в мозге от нескольких секунд до нескольких минут, либо будет вытеснен вновь поступившей информаций. Информация из кратковременной памяти может быть забыта или передана в долговременную память. Сознательное повторение информации, позволяет перенести её в память долговременную. Надо сказать, объём кратковременной памяти не велик. Для того, чтобы удержать много разноплановой информации на длительный срок, существует долговременная память. Память на события и факты. Именно она позволяет нам воспроизводить события давностью от нескольких минут до целой жизни. И вот тут начинается самое интересное.

 Загадки долговременной памяти

 Результаты последних исследований в изучении мозга, говорят о том, что наш мозг различает, когда информацию нужно запомнить всего на несколько минут, а когда требуется удерживать её часы, месяцы или даже годы. На самом то деле, здесь вопрос не запоминания, а возможности воспроизвести информацию, достать её из памяти. Мозг человека хранит информацию очень долго, даже если человеку кажется, что он всё забыл. Однако информация в памяти не остаётся неизменной, она как будто перемещается из одного отдела мозга в другой. В то время как нам кажется, что мы уже всё забыли.

 Все мы были студентами. И многие готовились к экзаменам буквально за один два дня перед экзаменом, иногда даже за ночь. Представим случай. Прохлаждаясь большую часть времени перед сессией, некий студент садится учить материал, накануне экзамена, старясь буквально втиснуть в голову большой объём информации. И о чудо, молодой возраст, хорошая память и у студента всё получается (попробуйте сделать тоже самое, скажем в возрасте после 60 лет, когда память ухудшается). Далее происходит следующее, нерадивый студент успешно сдаёт экзамен, скажем на оценку 3, или даже на оценку 5, если повезло, и выходит из аудитории. В коридоре к нему подходит его сокурсник и спрашивает, как ответить на такой-то вопрос? И студент понимает, что ответ на вопрос он ещё помнит, но уже как-то смутно. Потом студент идёт домой, дома его спросят, на что сдал и что именно отвечал на экзамене. И вот здесь человек может поймать себя на мысли, что он практически не помнит, тот массив информации, который ещё утром старательно удерживал в голове.

Другой пример. Человек работает, скажем, менеджером. Находясь на работе, в течении дня он долгое время обслуживает некого клиента, работает над его заказом, ведёт переговоры, заполняет документы. Довольный клиент уходит. И тут в конце рабочего дня герой этой истории получает новый заказ на обслуживание нового клиента на завтрашний день. Как вы думаете, что именно хорошо помнит менеджер вечером, придя домой, из своего прошедшего рабочего дня? Конечно, он помнит о новом заказе. Но почему так. К этим историям можно применить идею о завершённом и незавершённом гештальте. Но есть и другое объяснение. И это объяснение очень простое.

 Наш мозг помогает нам запомнить и воспроизвести для данного случая, ту информацию, которая для нас «важна» и «значима». Наша память с «большим удовольствием» сохранит для воспроизведения те файлы, которые нам ещё скоро потребуются и уберёт ненужное. Например, вы идёте в магазин за хлебом. Покупаете булку хлеба, думая о своём, и выходите из магазина. Что вы сможете вспомнить, выйдя из магазина о самом событии покупки? Вы конечно помните, где находилась полка, на которой лежал хлеб и где находилась касса, на которой вас обслуживали. Но всё это вы видели и раньше. Вероятнее всего вы вспомните нечто особенное из данного посещения магазина. Например, вы вспомните, как вам сдавали сдачу – это для вас важно. Вы вспомните, в какой пакет вы положили хлеб и как вы поздоровались с мимо проходящей соседкой – это тоже имеет значение. Но если вы вдруг обратили внимание и запомнили, какой цвет глаз был у женщины продавца, которая вас обслуживала, или вы мужчина и вам понравилась продавец, или вы женщина, которой нужны контактные линзы, примерно такие, как были у неё. Человек запоминает неспецифическую для данной ситуации информацию, находящуюся «вне контекста», когда она для него значима.

 Как мы вспоминаем то, что казалось безнадежно забытым? Довольно часто мы вспоминаем некую информацию в связи с какой-то другой информацией. Мы даже не замечаем, как это происходит. В разговоре, при чтении книги, при просмотре телевизора, мы вдруг понимаем, что мы помним это и помним очень хорошо. В то же время, в другой ситуации, когда нам задают прямой вопрос, но не дают подсказок, мы не видим аналогий и ассоциаций, мы не можем вспомнить ничего по данному вопросу. Особенно тяжело дело обстоит с фактами, которые наш мозг не связывает с чем-либо ещё, многочисленными смысловыми связями.

Как запомнить намеренно большой объём информации? Чтобы запомнить информацию, как можно лучше, нужно её периодически повторять – эта идея не нова. Но что ещё можно сделать?

Сколько бы мы не старались запомнить информацию как можно точнее, пройдёт время и мы сможем вспомнить лишь основной смысл. Многие детали мы вообще не сможем точно вспомнить. В этом смысле наш мозг даже может оказать нам медвежью услугу. Подменить одни детали забытой информации, другими, сходными по значению. Это связано с тем, что мозг кодирует информацию определённым образом. Процесс запоминания также не однороден. И если для заучивания стихов, нам потребуются в большей степени ассоциативные связи между элементами, то для того, чтобы запомнить факты нам потребуются разнородная информация – слуховая, зрительная, сенсорная. Если мы хотим запомнить нечто абстрактно-теоретическое, нам нужно множество связей по смыслу.

С функциями правого и левого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. При запоминании большого объёма разнородной информации важно использовать и то и другое.

Вся информация, поступающая в мозг, кодируется, для определённого типа информации используется специфический код, но и другие коды тоже используются. Между единицами информации не всегда достаточно смысловых связей для запоминания. Поэтому ключ к успешному запоминанию – создание большого количества смысловых и логических связей. А если сказать проще – глубокое осмысление материала и превращение его в опыт.

Для запоминания дословной информации важнее не осмысление а многократное повторение, и образование ассоциативных связей между элементами. Существует ряд методик, которые помогают человеку лучше справляться с запоминанием дословным, помогая формировать ассоциации между словами и предложениями, для успешного заучивания.

 Почему можно забыть, о чём писали в утренней газете, но нельзя разучиться писать, водить машину, или даже играть на фортепиано? Всё дело в том, что память реализует разные системы для хранения фактов и для хранения навыков. Для хранения фактов используется эксплицитная память, когда воспоминания возможно извлечь после сознательной попытки вспомнить что-либо. Для хранения навыков нужна имплицитная, основанная на использовании неосознанного прошлого опыта.

Например, можно спросить человека, который часто пользуется компьютером и много печатает – где находится буква «А» на клавиатуре? Если он не заучивал расположение букв специально, скорее всего он не даст точный ответ. Однако это не мешает ему успешно печатать, не задумываясь о расположении букв.

 Почему мы лучше запоминаем приятные для нас события, чем серые будни? Этосвязано с тем, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъём обеспечивает нам хранение важных событий из прошлого опыта. Испытывая сильные эмоции, мы способны очень ярко помнить радостные эпизоды нашей жизни, но, часто, за счёт забывания важных деталей. Позднее, мы хорошо помним минуты счастья, но это именно минуты.

К сожалению, тяжёлые моменты нашей жизни, когда мы испытывали сильные эмоции, мы тоже можем запомнить очень хорошо. И здесь, нас радует то, что помним мы их без излишних подробностей.

В процессе запоминания эмоционально значимой информации принимают участие определённые зоны головного мозга — кора, гиппокамп и миндалевидное тело.

Важно отметить, что в стрессовых ситуациях выделяются гормоны стресса, они влияют на определённые зоны мозга, улучшая запоминание события, вызвавшего стресс. Однако в случае длительного стресса, ситуация обратная, могут возникнуть проблемы с запоминанием всех типов информации. Так, что стоит иметь в виду, что длительный стресс не только вреден на психоэмоциональном уровне и опасен для соматического здоровья, но и ухудшает память.

Что происходит с воспоминаниями через много лет? Иногда нам кажется, что мы помним события нашего далёкого прошлого очень отчетливо, как будто это произошло вчера. Мы считаем, что помним некое событие очень точно и именно так, как оно и происходило на самом деле. Но так ли это?

Для нашего сознания важно ощущение непрерывности, целостности. А воспоминания нельзя проиграть как киноплёнку. Они храниться в зашифрованном виде, будто в чёрном ящике. А к воспроизведению уже возможны лишь отдельные фрагменты, кусочки. Чем дальше от нас наше прошлое, тем меньше подробностей остаётся в памяти. Тем не менее, мы не теряем ощущения непрерывности нашей жизни. Для того, чтобы в голове и через много лет существовала связанная картина прошлого, нам помогает воображение. Этот феномен называется – дополнение воспоминаний. Наш мозг способен «придумывать» недостающие детали воспоминаний. Здесь важное значение имеет наше отношение к прошлому опыту. «Придумывание связной картины прошлого» находится во взаимосвязи с тем, как мы воспринимаем наш прошлый опыт, какие уроки мы из него извлекли.

И здесь возникает важный вопрос, воспоминания, которые становятся недоступны к воспроизведению, что с ними происходит?

Психологам известна теория Фрейда, о том, что воспоминания могут быть вытеснены из сознания. Фрейд считал, что наш разум может изгонять травматические события из памяти – вытеснять из сознания те переживания, которые вызывают тревогу, конфликт. Фрейд считал, что вытесненные травмирующие переживания могут вызывать невроз, который можно излечить, если «вернуть воспоминания обратно».

Однако многие учёные, исследователи мозга не согласны, что это так. Нейрофизиологи сами не могут прийти к единому мнению. Известно, что наша память неустойчива. Есть мнение, что воспоминания могут быть полностью утрачены и становятся недоступны к воспроизведению, потерянные фрагменты больше не могут быть возвращены в сознание. Их можно только придумать! Так ли это? Вопрос в науке остаётся открытым.

Стоит отметить, что людей, которые обращаются к психологам, часто совершенно не интересует, что у них там с воспоминаниями произошло за последние 20 лет. Их воспоминания для них живые и настоящие. Для них есть просто хорошая новость. Если человек хочет стать счастливее, ему стоит пересмотреть своё отношение к грустным и драматическим событиям прошлого. Воспоминания приобретут совершенно иной вид, после подобной переоценки. И тогда, быть может восприятие собственной жизни, изменится и будущее перестанет казаться мрачным. Ведь если прошлый опыт человека в целом позитивен, нет ничего удивительного в том, что будущее тоже обещает быть позитивным и счастливым.

06.08.13
52
12 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Юлия

АСТРОЛОГИЯ. Характер по гороскопу. Совместимость в паре. Потенциал развития отношений по синастрии (гороскоп совместимости). Астрология любви и брака. Астрология карьеры и профессии. Прогнозы. Выбор благоприятного времени для начала важных дел. Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Спасибо, Юлия, за интересную статью и полезную информацию.

07.08.13

Браво, Юлия.

Статья просто прекрасная, в пору читать с нее лекции студентам, с большим удовольствием обновила и свои знания)))

Насчет запоминания есть интересная методика, по моему называется

" Римская комната"

Чтобы запомнить нужную информацию, нужно единицы этой информации — имена, даты, расставить в хорошо знакомой вам комнате в строгом порядке.

Вспомнив комнату, вы легко воспроизведете те вещи, которые старались запомнить

 Цицерон внедрил этот метод и не раз им пользовался)

07.08.13

Спасибо Юлия.Очень хорошая статья.Начало научного труда!!! Много полезной информации… Умница!!

07.08.13
Сейчас на сайте

Спасибо, Юлия, статья великолепна!

07.08.13

Вопрос памяти очень серьезный вопрос, особенно для людей, которые теряют память по причинам неизвестным и для из родственников… Конечно, память очень важный инструмент нашей деятельности, наших переживаний на протяжении всей нашей жизни.  От меня плюс за вопрос.

07.08.13
Сейчас на сайте

Юля, статья любопытная. Невролог Даниэла Шиллер (статья в журнале «Nature».  2010 год) и ее коллеги из Нью-Йоркского университета опубликовали результаты экспериментов на памяти людей. Результаты исследования показали все воспоминания изменяются и переписываются всякий раз, когда мы копаемся в памяти: 

*эмоциональное содержание памяти можно переписать: мозг сразу, в течении нескольких часов, перестраивает память биологическим образом, если в пределах «узкого окна возможностей» после вызова воспоминания о несчастном или травматическом событии ввести/добавить новую информацию или вызвать травматические воспоминания в другом контексте.  

*неэмоциональная часть памяти останется без изменений. Все воспоминания оставляют измененные физические следы в мозге: они формируют на их основе новые и новые конструкции, которые могут постоянно восстанавливаться. Следовательно, можно блокировать нежелательные эмоции, которые испытывают люди, вызывая в памяти травматические события. И тогда хронический источник изнурительной тревоги превратится в обыкновенное невинное воспоминание.)))

07.08.13

Спасибо, Юлия. Очень понравилась статья. В глубинной памяти хранятся все события нашей жизни, и не только настоящей, но и прошлых, и регрессивная терапия способствует этим воспоминаниям...

07.08.13
Сейчас на сайте

Спасибо Юля, прекрасная статья.

08.08.13
Сейчас на сайте

Очень интересно! И вы подобрали замечательные иллюстрации

21.10.13
Сейчас на сайте

Память, я думаю, что в этой области с точки зрения науки ещё будет, что сказать...

Интересная статья.

24.10.13

Интересная и очень познавательная статья!

07.11.13

Спасибо, Юлия! Замечатьельная статья. Меня еще с юнных лет интересовали вопросы мозга и памяти в частности.

09.12.13