О подготовительных практиках. Продолжение - блог №714122

В Тантре субъективным умом является не грубый ум, а наитончайший ум – ясный свет. Если этот наитончайший ум – ясный свет концептуально или напрямую познает пустоту, то это является субъективной Махамудрой Тантры. Поэтому, когда мы практикуем Махамудру, нам необходимо использовать этот наитончайший ум – ясный свет для постижения пустоты себя и феноменов – это настоящая Махамудра и настоящий Дзогчен. Впротивном случае, если вы просто визуализируете ясный свет и пребываете с этой визуализацией – это вовсе не является Махамудрой и Дзогченом. Это все равно, что думать, что вы медитируете на любовь и при этом визуализировать сердце, пронзенное стрелой. Любовь надо чувствовать, ее нельзя увидеть. Будда говорит: «Породите любовь и пребывайте с этим чувством, это и будет медитацией на любовь». Также и медитация на ясный свет: не надо визуализировать ясный свет, главное – постараться пережить ясный свет. У вас сразу не появится такое переживание, но надо стараться переживать постепенно все более и более тонкие состояния ума.

Для такого переживания существуют две техники. Чтобы ваш наитончайший ум – ясный свет обрел прямое постижение пустоты, в первую очередь вам необходимо пережить ясный свет. Первая техника называется «прямое руководство к ясному свету», а вторая – «непрямое руководство к ясному свету». Прямое руководство дает вам ваш Духовный Наставник. Например, если Духовный Наставник объясняет вам, что такое океан, то он говорит, что океан обладает такими-то и такими-то характеристиками, и тогда вы сможете распознать его. Но если у человека нет отпечатков из предыдущей жизни и нет высоких заслуг, то в большинстве случаев после таких объяснений он уйдет в неправильном направлении. Маленький пруд он примет за океан и всю жизнь проведет в нем, как рыба, думая, что это океан, или что он постиг наитончайший ум – ясный свет.

Кхедруб Ринпоче говорил, что если человек обрел драгоценную человеческую жизнь и встретился с Дхармой, но при этом всю жизнь создавал причины для рождения в мире животных, то это очень печально. Если вы, не зная, как правильно медитировать, думаете, что медитируете на ясный свет, а сами пребываете в тонкой притупленности ума, пусть даже ваш ум и не блуждает в этом состоянии, но все равно в этот момент он является тупым. Вы ошибаетесь, думая, что у вас хорошая концентрация. Пребывая в этом состоянии отсутствия концепций, вы создаете причины для рождения в мире животных. После длительного пребывания в таком состоянии ваш ум становится даже еще более тупым, чем прежде. Если у вас наступает видение разных цветовых ощущений, то это деградация до детского состояния, а не реализация.

Настоящая реализация Махамудры и Дзогчена проявляется как очень острый ум, который распознает не только грубые, но и самые тонкие правильные и неправильные действия, и не только свои, но также действия других людей, их слова, поступки. Все хорошие качества ума становятся очень активными, а все негативные эмоции – пассивными, и это – настоящая реализация. У негативных эмоций теперь нет основы, поскольку неведение покинуло ваш ум. Тогда, если кто-то говорит в ваш адрес что-то плохое, вы не злитесь, поскольку нет основы для гнева – нет неведения. А если вы видите что-то красивое, то у вас не возникает привязанности, так как главная причина привязанности – тоже неведение.

Теперь о том, что такое «непрямое руководство к ясному свету». Здесь не говорится о том, что собой представляет океан. Здесь конкретно указывается: вот это тот канал, по которому  можно попасть в океан, и займет этот путь столько-то времени.

Рассмотрим пример прямого руководства. На улице находится множество людей, и ваш Духовный Наставник говорит вам: «Ваша мама выглядит так-то и так-то, узнай и найди ее». Среди всех людей вы по этому описанию находите свою мать и видите после этого только  ее, все остальные люди для вас исчезают. Это прямое руководство к ясному свету.

Теперь рассмотрим пример непрямого руководства. Когда на улице находится множество людей, то всегда есть опасность ошибиться в выборе. Поэтому всех, кто не похож на вашу маму, вы заводите в дома, и на улице остается только она. Это и есть непрямое и очень  точное описание вашей матери.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

07.08.13
262
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store