О ясном уме. Продолжение

 

Теперь рассмотрим сущность, природу и проявление ясного света ума. Когда Мастер дает такие объяснения, то ученики с высокими отпечатками сразу понимают, как надо медитировать. Такой человек сразу приступит к медитации, мы уйдем, а он останется здесь и будет медитировать на ясный свет всю ночь.

Когда Будда впервые передавал учение по четырем благородным истинам своим пяти ученикам, то он просто сказал: «Вот благородная истина страдания, вот благородная истина источника, вот благородная истина пресечения, а вот благородная истина пути», – и все ученики сразу же приступили к медитации, а выйдя из медитации, они достигли высоких реализаций. Существует два вида учения – теоретическое учение и учение реализации.

Например, учение по четырем благородным истинам сначала дается как теория. Затем вы обдумываете полученные знания, достигаете определенной реализации, и эта реализация называется реализованным учением, или учением реализации. В этот момент эти два вида учения – учение теории и учение реализации присутствуют в одно и то же время, и это свидетельствует о возрождении буддизма. Если когда-нибудь произойдет так, что останется только теоретическое учение, а учение реализации прекратится, то это будет означать деградацию учения. Если вы не имеете реализаций, и мастер, который дает вам учение, также не имеет реализаций, то это будет деградацией учения, а далее возможно только ухудшение ситуации. В настоящий момент может не быть реализаций, но существует подлинное теоретическое учение. А далее, в будущем будут исчезать не только реализации, но также и подлинное теоретическое учение. Наступит полная деградация учения. Тогда это будет уже не подлинный буддизм, а нечто сектантское и фанатичное. Это приведет к большому количеству конфликтов. Будда говорил, что если в будущем возникнут дисгармония и конфликты из-за его учения, то он сам придет и уничтожит это учение, потому что учение Будды должно приносить только благо всем живым существам.

А сейчас вернемся к теме. Рассмотрим сущность вашего наитончайшего ума, который существует с безначальных времен и будет существовать всегда. Его сущность – это пустота от самобытия. Каким образом он пуст от самобытия? Ясный свет – это просто название, присвоенное потоку ума. Поскольку это всего лишь название, которое присваивается последовательности моментов ясности и осознанности, то не существует ни одного момента, который являлся бы самосущим ясным светом. Поэтому его сущность – это пустота от самобытия. Я не могу сейчас объяснять это более подробно, потому что у меня нет времени, но вам необходимо знать теорию Прасангики Мадхъямики. Постарайтесь понять объект отрицания – все виды самобытия ясного света как «кюнтаг», номинальный ясный свет как «шенванг» и отсутствие «кюнтага» в «шенванге» как «йондуп». Если вы поймете эти три характеристики ясного света, то поймете, что сущность наитончайшего ума ясного света, который является основой сансары и нирваны – это пустота от самобытия.

Его природа – спонтанность. Потоку ясного света ума не требуются какие-то искусственные причины и условия, он существует спонтанно. Каждому моменту сознания не нужны какие- то отдельные причины, он спонтанно продолжает существовать в первый момент и во второй и далее во все моменты без каких либо грубых причин и условий. Ясность и осознанность – это тоже спонтанное состояние, естественное состояние. Это уникальная особенность ума, и такой характеристики не существует ни у какого материального объекта, не имеющего сознания. Это ясное и осознанное состояние ума, которое существует спонтанно и не зависит от большого количества временных факторов. Оно является очень мощным и способно познавать все феномены. Это природа ясного света.

Далее – проявление ясного света. Какая бы мысль ни возникла в вашем уме, она возникает из ясного света, который по сущности пуст от самобытия и по природе спонтанен. Эта  мысль возникает из ясного света и исчезает в нем. Поэтому, какая бы мысль ни возникла, вам нужно знать, каким образом ее использовать – вы воспринимаете ее как упражнение ясного света. Когда мысль возникает, она возникает из состояния ясного света и когда она исчезает, то растворяется обратно в ясном свете. Какая бы мысль у вас ни возникала, она должна становиться упражнением Дхармакаи. Здесь имеется в виду Дхармакая основы, а не Дхармакая плода.

Далее, на основе понимания сущности, природы и проявления ясного света вам необходимо узнать, каким образом нужно медитировать на ясный свет. Здесь говорится о четырех заключениях.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.08.13
18
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет