О ясном уме. Продолжение

Первое заключение: все видимости неотделимы от ума ясного света. Все внешние объекты, какими бы они ни были хорошими или плохими, завершаются в ясном свете вашего ума.

Это называется – Дзогчен, Великое Завершение. Все внешние видимости, хорошие и плохие, здоровые и нездоровые – завершаются в ясном свете вашего ума. Это утверждение похоже на воззрение Читтаматры. Если у вас нет правильного понимания, то вы можете подумать, что все эти внешние объекты не существуют отдельно от ясного света вашего ума и тогда это в точности становится воззрением Читтаматры: то есть, внешних объектов нет, и все является проявлением ясного света ума. Тогда живые существа – это тоже проявление вашего ясного света и во внешнем мире не существует никаких страдающих живых существ. Тогда как вы можете породить сострадание?

Но здесь не имеется в виду воззрение Читтаматры, здесь говорится о том, что какие бы внешние объекты вам ни являлись, в первую очередь они являются либо вашему зрительному, либо слуховому сознанию, и эта видимость внешних объектов неотделима от ясного света вашего ума. Однако, видимость не является самим объектом, через эту видимость мы познаем объект. Что касается внешних объектов, например этой чашки, то видимость этой чашки, когда вы ее познаете, неотделима от ясного света вашего ума.

Существует внешняя основа чашки, благодаря которой у вас в уме возникает видимость отражение этой чашки. Это отражение неотделимо от зеркала, но также существует чашка, отдельная от зеркала, и если вы исследуете эту чашку, то обнаружите, что ее верхняя часть – не чашка и нижняя часть – не чашка и ручка – не чашка, то есть ни в одной из частей чашки вы не найдете некую самосущую чашку. Кроме того, эта чашка не существует и в уме, там вы ее тоже не найдете. Тогда где находится эта чашка?

Прасангика Мадхъямика говорит о том, что чашка существует отдельно от ума, но является простым названием. Здесь говорится не о пустом названии, а о названии, связанном со смыслом. Поэтому две истины, относительная и абсолютная, которые объясняются в   Прасангике Мадхъямике, очень полезны для практики Дзогчен. Поскольку все внешние объекты существуют для вас как простые обозначения, данные вашим умом, то они неотделимы от ясного света вашего ума. Вам нужно понимать, что этот ясный свет пронизывает все остальные виды сознания. Когда ваше сознание проявляет себя в грубой форме, то оно не использует ясный свет, но, тем не менее, грубое состояние ума пронизано ясным светом.

Например, кунжутное семя полностью пронизано маслом, и точно также даже грубые виды сознания, такие как гнев, полностью пронизаны ясным светом. Ясный свет ума можно также сравнить с водой: при изменении внешних условий, например температуры, вода превращается в лед. Это похоже на то, как ваш ум переходит в состояние гнева. В Дзогчене по этому поводу говорится: какую бы форму ни принимал лед, по своей природе он неотделим от воды. Точно также негативное состояние ума, например гнев, по своей природе неотделим от ясного света ума. Но у нас нет времени на более подробные объяснения.

В первую очередь вам необходимо убедиться в том, что все внешние видимости неотделимы от ума, поскольку они являются просто наименованиями, которые производит ум.

Поскольку это простые названия, которые присваиваются мыслью, то кроме названия, что- то существующее со стороны объекта, отвергается. Это воззрение Прасангики Мадхъямики.

Вам необходимо правильно понимать теорию пустоты для того, чтобы найти и устранить объект отрицания и далее через воззрение установить медитацию. Нет никакого самобытия со стороны объектов и вам нужно убедиться в том, что все это – простые названия, которые присваивает ваш ум. Кроме названия вы не сможете найти ничего. Кроме названия, ничего не существовало в прошлом, не существует в настоящем, и не будет существовать в будущем. С этой убежденностью в том, что нет никакого самобытия, и все есть простое обозначение мыслью, вы устраняете большое количество концепций. Для этого очень важно правильно понимать теорию пустоты, потому что в противном случае, если у вас не будет правильного понимания объекта отрицания, существует опасность, что вы будете отрицать существование внешних объектов. Тогда это будет нигилизмом. Вы должны отрицать объект отрицания, а номинальное существование остается и все функции для него осуществимы. Боль, страдание и прочее – существуют. Вы ничего не рушите в тот момент, когда проводите абсолютный анализ. Потому что номинальное существование не является объектом абсолютного анализа и тем, что абсолютный анализ опровергает. Абсолютный анализ опровергает самобытие, но не опровергает номинального существования. Однако, когда вы проводите абсолютный анализ, вы не находите номинального существования.

Здесь надо помнить, что если вы чего-то не находите в процессе абсолютного анализа, это не означает, что данного феномена не существует. Если зрительное сознание не видит звука, то это не означает, что звука не существует.

Объектом вашего зрительного сознания является грубая форма, и если вы ее не видите, то можете утверждать, что ее нет. Например, вы можете с уверенностью сказать, что на столе нет слона. Потому что слон является объектом зрительного сознания, а если зрительным сознанием он не воспринимается, то его в данный момент на столе нет. Поэтому утверждение, что на вашем столе нет слона, является вполне логичным. Если же вы скажете, что слона на столе нет потому, что вы его не видите, то этого недостаточно, потому что есть множество объектов, которых вы не видите. Поэтому вы должны сказать, что слон – это объект восприятия зрительного сознания, и поскольку он не воспринимается зрительным сознанием, то его на столе нет. Итак, на основе понимания теории пустоты вы приходите к пониманию того, что все видимости неотделимы от ума ясного света.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.08.13
18
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет