О пустоте

Ретрит на тибетском языке звучит «цам» и переводится как «граница», при этом  различают границы внешние и внутренние. Существует большое количество видов ретритов. Иногда монахи делают ретрит по пецам, то есть читают и заучивают различные тексты. Бывают ретриты по начитыванию определенного количества мантр, ретриты по времени. Поэтому не думайте, что ретрит – это чтение мантр в помещении закрытыми окнами и дверями. Здесь проходит двухдневный ретрит, курс по праджняпарамите. Эти два дня ваш ум в основном должен думать о глубинной мудрости, о праджняпарамите, постарайтесь не выходить за рамки позитивного состояния ума. Это и будет ретрит.

Я вам расскажу историю про Пятого Далай-ламу и его друга великого йогина Пабо Рабджама. Однажды Пятый Далай-лама сказал ему, что хочет сделать ретрит. Пабо Рабджам спросил: «Зачем тебе ретрит? Ты заботишься о тибетском народе, это и есть твой ретрит. Даже если ты начнешь ретрит, ты не сможешь его закончить, потому что у тебя много обязанностей». Пятый Далай-лама на это ответил, что сделает хороший ретрит. Пабо Рабджам усмехнулся: «Хорошо, посмотрим на твой ретрит».

Пятый Далай-лама начал ретрит и в середине его посмотрел вверх и увидел, что ларец, висящий над его головой, прогрызла крыса. Он подумал, что должен как-нибудь сходить на рынок, купить ткань и зашить прореху. В тот же момент Пабо Рамжам подошел к двери Далай-ламы, однако помощники не впустили его, сказав, что Далай-лама в ретрите, и его нельзя беспокоить. Пабо Рабджам ответил им: «О каком ретрите вы говорите? Я видел его на рынке, делающим покупки». Тогда помощник зашел к Далай-ламе и передал слова Пабо Рабджама. Далай-лама засмеялся и разрешил его впустить. Он сказал Пабо Рабджаму: «Ты прав, теперь я не позволю своему уму блуждать где-либо».

Спустя некоторое время Пятый Далай-лама посмотрел во время сессии на пол, увидел на нем грязь и подумал, что должен после сессии его помыть. Тут же пришел Пабо Рабджам и сказал помощникам, что хочет видеть Далай-ламу. Ему снова ответили, что Далай-лама в ретрите. Однако Пабо Рабджам возразил, сказав, что Далай-лама занимается уборкой по дому. Помощники зашли к Далай-ламе, передали слова Пабо Рабджама, и Далай-лама велел пропустить его. Далай-лама сказал Пабо Рабджаму: «Ты опять прав, но теперь я не позволю своему уму отклоняться». Пятый Далай-лама был Буддой в человеческом теле, его ум никогда не блуждал, но в облике обычного человека он демонстрировал нам, что, несмотря на то, что у нас может быть большой энтузиазм, наш ум может блуждать.

За время длительного ретрита Пятый Далай-лама продемонстрировал, что его ум дважды вышел за рамки позитивного мышления. Проверьте, сколько раз ваш ум во время одной сессии выйдет за эти рамки. Из этой истории вы должны понять, что ваш ретрит слабый.

Поэтому в эти два дня важно не иметь мирских забот. Думайте только о духовном, не позволяйте своему уму выходить за рамки позитивного мышления. Эти два дня занимайте самое низшее положение: уважайте других больше чем себя. Если вы с кем-то беседуете, то обсуждайте философию, теорию пустоты или другие тексты по Ламриму.

Ваши мысли и слова должны быть Дхармой. Не выходите за рамки дхармического образа мышления. Это здоровый образ мышления, потому что основан на истине. Если у вас здоровый образ мышления, тогда и вы, и окружающие вас будете счастливы. В буддийской философии говорится, что у обывателей нездоровое мышление, потому что оно основано на ложных видимостях и заключениях. В основном эти люди видят только себя и своих родственников, свои и их счастья и страдания и не замечают других людей. Некоторые еще более эгоистичны, они не видят даже своих родственников, а полностью поглощены только  собой и ради собственного счастья готовы пожертвовать счастьем большинства и даже убить других существ. Такие люди – это источники страдания для этого мира, для себя и для других.

На эти два дня откройте свои глаза и постарайтесь видеть не только себя, но и всех других живых существ, их счастье и страдание. Думайте о них, о том насколько им не хватает счастья. Когда вы видите не только свои страдания, но и страдания других, у вас сразу же порождаются любовь и сострадание. Тогда, даже если вы своему уму скажете, чтобы он не порождал любовь, она в нем будет возникать спонтанно. Большинство людей думают только о собственных страданиях и проблемах. Из-за этого у них возникает депрессия и паника.

Потому вам необходимо понимать, что если вы чувствуете депрессию, значит у вас серьезная болезнь «эго». Лучший способ излечить депрессию – это, думая о страданиях других, породить в своем уме сострадание. С такой мотивацией и образом мышления получайте учение и постарайтесь провести эти два дня.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.08.13
18
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет