О пустоте. Продолжение

 

Некоторые наставники неправильно интерпретируют и говорят, что в школе Мадхьямики Прасангики речь идет о пустоте от себя, а воззрение Махамудры и Дзогчен – это пустота от другого, то есть более высокое воззрение. Это нонсенс. Когда в Махамудре и Дзогчене речь идет о пустоте от другого, это не значит, что говорится об абсолютной природе феноменов.

В действительности в пустоте от другого нет какого-то особенного смысла. Что означает пустота от другого? Например, дом, пустой от людей, – это пустота от другого. Если стол пуст от чашки, он все-равно есть, и сколько бы вы не говорили о пустоте от другого, привязанность к столу не исчезает.

Пустота от себя гораздо глубже. В ней говорится об объектной основе. Например, стол пуст от самобытия. Если сказать, что стол не существует, это будет нигилизм. Если сказать, что стол пуст от чашки, это ничего не изменит в столе. Наше неверное восприятие стола не исчезает, то есть пустота от другого не устраняет неведения. В чем состоит наше неведение в отношении стола? В том, что стол является нам самосущим. Поэтому говорится, что объектная основа «стол» пуста от самобытия. Это пустота от себя, то есть стол не существует таким, каким является нам. Он пуст от самобытия, но не является несуществующим. Несуществующий стол и объектная основа – стол, пустой от самобытия – это совершенно разные понятия.

Чтобы осознать, что такое стол, пустой от самобытия, в первую очередь необходимо уяснить, что такое самобытие. Сделать это нелегко: легко сказать, но сложно в уме обрести картину. С неправильным пониманием объекта отрицания вы не сможете усвоить отрицание объекта. Например, не имея достаточных знаний о том, что представляет собой вирус СПИДа, вы не сможете сказать, есть он или нет в той или иной крови. Отсутствие вируса СПИДа в крови – это феномен. Он существует. Его можно познать с помощью анализа. В буддийской философии говорится: то, что является объектом достоверного познания – это феномен. В наше время ученые затрудняются дать определение феномена. Они не понимают такой категории как сознание, потому что знают только материю и основной упор делают на утверждениях.

Существуют феномены утверждения и феномены отрицания, они познаются достоверным сознанием. Феномены утверждения, такие как чашка, являются вам, и вы их познаете без отрицания, напрямую. В отношении феноменов отрицания вы говорите, что объект не существует в каком-то месте, и таким образом познаете его. Например, отсутствие рогов на  моей голове – это феномен: если бы это не был феномен, то на голове были бы рога.

В буддийской философии говорится, что феноменов отрицания больше, чем утверждения. Если вы понимаете, что такое феномены отрицания и утверждения, то в будущем это вам поможет при познании пустоты. Будда говорил: «Приходил Татхагата или нет, пустота была всегда». Пустота не зависит от Будды или Татхагаты, потому что Будда не создавал ее.

Пустота – это абсолютная природа феноменов. Она существует всегда. Будда просто открыл это. Буддийский подход схож с научным, он также состоит в открытии природной истины: в буддизме нет догм, в нем проводится анализ и поиск истины в отношении феноменов .

Перейдем к випассане. лхатонг (випассану, высшее видение) я вам объясню на основе текста Ламы Цонкапы «Средний Ламрим». Вам повезло, что вы получаете комментарий к тексту, написанному напрямую самим Ламой Цонкапой, тибетским мастером, о котором Будда давал прямые пророчества. Будда также предсказывал приход индийских мастеров Нагарджуны и Асанги, но не потому что они обладали высочайшими реализациями. В Индии было много махасиддхов, достигавших состояния будды за одну жизнь. Будда напрямую пророчествовал о приходе Нагарджуны и Асанги, потому что они проделали большую работу по возрождению буддизма: один возродил учение по обширному методу, другой – по глубинной мудрости. В буддизме Махаяны эти учения являются самыми главными, потому что это как два крыла, с помощью которых можно перелететь океан  сансары и достичь состояния будды.

Будда предсказывал, что через пятьсот лет после его ухода появится человек по имени Нагарджуна, который в совершенстве раскроет конечное воззрение Будды. Таким образом, Нагарджуна – это тот, кто возродил школу Мадхьямики, имеющую самое важное воззрение для развития глубочайшей мудрости. О приходе Асанги Будда также давал пророчество, потому что Асанга возродил учение по обширному методу. Все учение по обширному методу и бодхичитте необходимо отслеживать к Асанге, от Асанги к Будде Майтрее, а от Будды Майтреи к Будде Шакьямуни. Все глубинное воззрение нужно отслеживать к Ламе Цонкапе, от Ламы Цонкапы к Нагарджуне, от Нагарджуны к Манджушри, от Манджушри к Будде Шакьямуни.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.08.13
21
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет