О пустоте. Продолжение

Вчера мы подошли к заголовку «Благоприятные условия для випассаны», который объясняется в двух подзаголовках: общие и особые условия. Общие благоприятные условия объясняются в трех положениях. Первое я вам дал – это опора на настоящего мастера, получение учения, основанного на подлинных текстах, его многократное обдумывание и приобретение убежденности в нем. Второе положение говорит о том, какому мастеру, возрождающему буддийскую философию, необходимо следовать.

Существует конечное и истолкованное учение Будды. Наставник, передающий учение истолкованным способом, ненадежен. Опираться надо на мастера, понимающего и дающего конечное учение Будды, на такого, как: Нагарджуна и Чандракирти. Третье положение объясняет, каким образом, опираясь на Нагарджуну, искать воззрение. Лама Цонкапа говорит, что Нагарджуна – это мастер, о приходе которого давал пророчество сам Будда Шакьямуни: «Через пятьсот лет после моего ухода появится человек с именем Нагарджуна, он возродит мое воззрение в чистоте». Поэтому без опоры на такого подлинного мастера как Нагарджуна невозможно найти конечного воззрения БуддыШакьямуни.

Что бы вы ни называли высоким воззрением Махамудры или Дзогчен, если оно не опирается на коренные тексты, которые объяснял Нагарджуна, – это не воззрение Махамудры и Дзогчен. Воззрение Махамудры и Дзогчен – это воззрение Мадхьямики Прасангики. Особенность Махамудры и Дзогчен состоит в использовании наитончайшего ума. Чтобы иметь реализацию для практики тантры, в первую очередь необходима бодхичитта, Лама Цонкапа в коренном тексте «Ламрим Ченмо» ясно объясняет, что без нее невозможно получить посвящения. Он говорит, что Махаяна делится на две колесницы – Сутраяну и Ваджраяну. Врата в Махаяну, а, следовательно, в Сутраяну и Ваджраяну, – это бодхичитта. Поэтому нужно понимать, что, если вы без бодхичитты получаете посвящение, это не полное посвящение, а просто благословение.

Если ваш ум немного укрощен посредством аналитических медитаций на Ламрим, и у вас есть определенный уровень отречения и бодхичитты, тогда вы получаете частичное посвящение. Полное посвящение вы получите, когда разовьете бодхичитту. Поэтому, те, у кого нет даже намека на отречение и бодхичитту, как дети получают лишь благословение.

Может быть, это благословение устранит определенные препятствия в их жизни и создаст какую-то связь с божеством. Я спрашивал своего Духовного Наставника Панора Ринпоче, получают ли тантрические обеты те, у кого нет бодхичитты. Он ответил, что эти люди получают не полные тантрические обеты, а их подобие, но нарушая эти обеты, они также совершают определенное падение.

Итак, конечное воззрение необходимо искать с опорой на такого мастера как Нагарджуна, воззрение которого объясняется в шести положениях. Первое положение – это объяснение воззрения Мадхьямики великим мастером Арьядевой, являющимся таким же хранителем воззрения Мадхьямики, как Чандракирти, Буддапалита, Бхававивека и Шантаракшита. Во втором положении кратко объясняется, что до прихода Ламы Цонкапы некоторые мастера неправильно интерпретировали учение. Например, они считали, что Мадхьямика делится на две части по относительным утверждениям. Мадхьямику, не утверждающую внешних объектов и говорящую, как Читтаматра, что все является проекцией ума, они называли Йогачарой Мадхьямикой. В действительности она должна называться Йогачарой Сватантрикой Мадхьямикой. Мадхьямика, утверждающая наличие внешних феноменов, называлась Мадхьямика Сватантрика.

С точки зрения абсолютного анализа эти мастера утверждали, что существует два вида Мадхьямики. Здесь давалось очень абстрактное объяснение: объектная основа подобна  семени и пуста от истинного существования, но это видимость, то есть относительное семя и убежденность в пустоте от истинного существования пребывают вместе как иллюзия. Это они называли одной Мадхьямикой. Вторая Мадхьямика – устранение ментальных интерпретаций. Это очень абстрактное объяснение и не имеет особого смысла. Многие великие мастера прошлого говорили, что такая интерпретация Мадхьямики с точки зрения абсолютного анализа может заинтересовать только глупцов.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

14.08.13
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет