О пустоте. Продолжение

Существует два вида цепляния за самобытие личности: цепляние за «Я» как за самосущее и цепляние за другого человека как за самосущего. Цепляние за «Я» как за самосущее называется по-тибетски «джигта». Это корень всех омрачений. Поэтому не используйте других терминов, используйте «джигта».

Цепляние за другое существо как за самосущее – это не корень сансары. Лама Цонкапа говорит, что цепляние за «Я» как за самосущее, то есть, когда нам является нечто, существующее со стороны объекта независимо от обозначения мыслью, является врожденным и свойственно всем живым существам.

Отсутствие чего-то постоянного, единичного и независимого существует не врожденно, а появляется на основе философского воззрения. Например, некоторые небуддисты говорят, что «Я» существует как нечто постоянное, единичное и независимое. Цепляние за такое «Я» является не врожденным, а возникает из догм.

Теперь, чтобы определить цепляние за истинность, рассмотрим следующее. В коренном тексте Нагарджуны «Пустота в семидесяти шлоках» говорится, что думать о возникающем из причин и условий как о самосущем, по словам Будды, является неведением. Из этого неведения возникает двенадцатизвенная цепь взаимозависимого возникновения. Как только мы увидим пустоту от такого самобытия, омраченное неведение перестанет возникать, оно  исчезнет. Поскольку существование неведения пресекается, то и существование двенадцатизвенной цепи тоже прекращается.

Далее. В коренном тексте Нагарджуны «Драгоценные четки» говорится, что, пока существует цепляние за пять совокупностей как за самосущее, будет существовать и цепляние за «Я» как за самосущее. Поэтому, если вы не избавитесь от цепляния за самобытие феноменов, то не устраните цепляние за самобытие «Я».

Низшие школы считают, что корень сансары, омраченное неведение – это цепляние за «Я» как за истинно существующее. А цепляние за феномены как за истинно существующие, пустота феноменов – это не корень сансары, это препятствие к всеведению.

В Мадхьямике Прасангике говорится, что и цепляние за истинность существования феноменов, и за истинность существования «Я» являются корнями сансары. В низших школах утверждается, чтобы стать архатом, нужно познать пустоту личности, тогда вы избавитесь от сансары.

В Мадхьямике Прасангике считают, что пока существует цепляние за пять совокупностей как за истинно существующее, будет оставаться цепляние за «Я» как за истинно существующее.

Так говорит Нагарджуна.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.08.13
16
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет