О пустоте. Продолжение

Теперь взаимозависимые феномены – шенванг. В школе Читтаматра цепляние за себя и за феномены как за независимо субстанционально существующие называется цеплянием за самость. На тибетском это звучит «дагцын», «кансагеда». Чогеда – это цепляние за другие  феномены. Школа Читтаматра говорит, что когда вы думаете, что взаимозависимый шенванг существует отдельно от ума, например, вода, которая не существует как независимо субстанционально существующая, – это кунтаг. Есть взаимозависимо существующая вода. Это шенванг, он остался.

Абсолютная природа шенванга – это пустота от независимого субстанционального  существования. Шенванг, пустой от независимого субстанционального существования, и взаимозависимый шенванг – это не противоречие. Абсолютная и относительная истины здесь не противоречат друг другу. Шенванг – это относительная истина, йондуп – абсолютная природа шенванга, а кунтаг – объект отрицания, наша неверная интерпретация, не существующая с самого начала. Татхагата говорил: «Приходил Татхагата или нет, пустота всегда остается». Татхагаты не создают пустоту, а лишь открывают настоящую природу феноменов. Поэтому шенванг и йондуп едины по сути, они являются двумя разными аспектами одного целого.

Цепляние за феномены. В школе Читтаматра говорится, что, например, взаимозависимая вода, соединение кислорода и водорода, не существует отдельно от ума. Думать, что нечто взаимозависимое существует отдельно от ума – это цепляние за феномены.

Взаимозависимая вода и взаимозависимое «Я», хотя и существуют, являются проекциями ума. Каким образом эти проекции возникают? В Читтаматре считается, что в нашем уме хранится множество кармических отпечатков, и, когда они проявляются, разные живые существа видят различные вещи. Пример приводится следующий: стакан с жидкостью человек видит как стакан с водой, голодные духи – как стакан с кровью, боги – как стакан с нектаром. Школа Читтаматра считает, что, если эта жидкость существует отдельно от ума и не зависит от его проекции, тогда там должны существовать сразу три субстанции – вода, кровь и нектар. Для каждого живого существа эта жидкость является проекцией его кармических отпечатков, поэтому мы, люди, видим воду, но со стороны объекта она не существует отдельно от ума. Хотя в школе Читтаматра говорится о пустоте, в ней также говорится о том, что все существует в зависимости от кармических отпечатков.

Как только вы правильно поймете теорию пустоты, ваша убежденность в законе кармы также станет сильнее. В противном случае вы будете думать, что даже закон кармы – это пустота, все – пустота, нечего отбрасывать и нечего достигать, и впадаете в другую крайность — как будто ничего не существует. Когда говорится, что достигать нечего, имеется в виду с абсолютной точки зрения, а не с относительной, и это нельзя смешивать.

Поскольку нечто пусто от независимого субстанционального существования, то оно существует взаимозависимо. Наша жизнь взаимозависима, нет независимо субстанционально существующей жизни. Она зависит от множества факторов. Какое действие мы совершаем, такое влияние оно оказывает на нашу жизнь. Здесь действует закон причины и следствия.

Это было одно обоснование школы Читтаматры, почему внешних объектов не существует, и все является проекцией ума. В другом говорится, что нет ни одной неделимой частицы, поэтому не существуют внешние объекты. Все делимо и представляет собой название, присвоенное двум объектным основам. Поэтому Читтаматра не признает существование внешних объектов, считая, что все есть проекция ума.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.08.13
17
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет