Ламрим. Продолжение

Определение сансары в монастыре Сера-дже – это пять загрязненных совокупностей. Возникает диспут: человек, который в этой жизни достигает состояния архата, полностью освобождается от омрачений – отбросил он сансару или нет?

Если вы скажете «да», то возникает вопрос: есть ли у него пять загрязненных совокупностей? У него есть загрязненная совокупность тела, которая возникла из предыдущей жизни – это же сансара.Он отбросил сансару, но у него есть сансара. Ответить здесь сложно. В монастыре Сера-ме дается следующее определение: сансара – это поток пяти совокупностей под контролем омрачений.

Когда вы устраняете омрачения, то этот поток останавливается, и у вас нет сансары. Загрязненная совокупность тела – это не сансара, сансара – это поток пяти загрязненных совокупностей, рождаемый под контролем омрачений.

Когда в монастыре Сера ведется диспут, задается вопрос: ваша головная боль – это сансара или нет? В монастыре Сера-ме защищаются так: моя головная боль – это не сансара. Если бы это была сансара, тогда избавиться от сансары было бы легко, достаточно выпить таблетку. Поэтому ваша головная боль – это не сансара, и ваша совокупность тела – это не сансара. Это результат сансары.

Сансара – это поток пяти загрязненных совокупностей, рождаемый под контролем омрачений. Пока этот поток существует, продолжает существовать и природа страдания. Он существует, пока есть неведение. Если вы остановите неведение с помощью познания пустоты, двенадцатизвенная цепь  взаимозависимого возникновения начнет рушиться. Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого возникновения существует из-за неведения. Будда говорил: из-за неведения возникают отпечатки негативной кармы, и двенадцатизвенная цепь  взаимозависимого возникновения продолжает существовать. До тех пор пока она продолжается – это сансара. Когда вы останавливаете неведение, вы перестаете создавать новую загрязненную карму.

Тогда не остается такого ментального сознания, которое было бы основой для кармических отпечатков. Имя, форма и всё остальное останавливается, а также всё страдание останавливается, и это – пресечение страдания.

Сансара – это не ваша головная боль, это не ваше тело. Это также не ваш друг и не ваш враг. Некоторые говорят: «О, они – это сансара, от них нужно сбежать». Это неправильно.  Кого-то ругает жена, и он думает: жена – это сансара, и сбегает от нее в горы. Но жена –это не сансара! Таким способом вы не освободитесь от сансары. Все мои страдания – это результат сансары, но это не сансара.

 

© перевод лекции геше Тинлея

24.08.13
21
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет