О карме и пяти силах. Продолжение

Я вам расскажу, каким образом кармические отпечатки остаются в вашем уме. Сначала я объясню, что такое карма. Карма – это санскритское слово, которое означает «действие». В буддизме говорится, что любое действие, которое вы совершаете, не исчезает, а оставляет след в вашем уме. Хорошее ли действие вы совершаете, плохое или нейтральное – все они оставляют в уме определенный след.

Когда этот след, или отпечаток, встречается с условиями, проявляется результат вашего поступка. Например, если вы совершаете вредоносное действие, оно оставляет негативный кармический отпечаток в вашем уме, который, в свою очередь, приводит к негативному результату, то есть к переживанию страдания. А когда встречается с условиями позитивный кармический отпечаток, он дает позитивный результат. Следовательно, вам нужно быть очень осторожными со своими действиями.

Итак, кармой называются и негативные, и благие, и нейтральные действия.  Никто не создавал механизма кармы – это природный закон. Наш ум – невероятное хранилище, подобное огромному по вместимости DVD-диску. Все отпечатки наших действий естественным образом сохраняются в нашем уме. Это просто невероятно: в уме отпечатывается столько действий, но он от этого не толстеет.

Так же, если вы записываете информацию на DVD-диск, сам диск от этого не становится толще или тяжелее. При этом отпечатки на диске не смешиваются, они все хранятся отдельно друг от друга. Точно так же наш ум – это природный DVD-диск, вмещающий необычайно много данных.  Подобно тому как звук возникает, когда отпечатки на DVD-диске встречаются с условием, точно так же, когда отпечатки кармы в нашем уме встречаются с условиями, мы переживаем хороший или плохой результат.

Однажды один ученик спросил у Будды: «Кто создал все наши страдания и радости?» Будда ответил: «Никто не создавал ваше счастье и ваши страдания. Это творения вашего ума. Как вы поступаете, такой и получаете результат». Например, если вы крикнете в горной долине: «Ты дурак!», то в ответ услышите тоже: «Ты дурак!» У вас возникнет ощущение, что кто-то другой кричит вам это, но в действительности вы слышите только эхо собственных слов. В буддизме отсутствует концепция о Боге, создающем ваше страдание и счастье. Если бы Бог был властен сделать нас счастливыми или заставить страдать, тогда с самого начала он создал бы все безупречным. Зачем ему создавать страдания? Неужели он сначала он создает нам проблемы, а потом приходит помогать их решать? Это похоже на то, как если бы я сначала сломал вашу ногу, а потом начал бы лечить ее. Из концепции о Боге-творце следуют подобные выводы.  Последователи некоторых религий, говоря, что Бог создал все, хотят похвалить Бога. Но если исследовать эту хвалу, окажется, что это скорее критика Бога. Например, если вы оцените ситуацию в Кызыле и увидите, какое количество преступлений совершается здесь и какое количество проблем у людей, например, нет горячей воды или тепла, магазины не работают, а потом скажете: «О, мэр города, какой вы могучий, вы создали это все» – это не похвала, а критика. Таким же образом в сансаре есть только страдание. Человек бывает счастлив лишь на короткое время, остальное время он страдает. Если утверждать, что это все создал Бог, – это будет критика, потому что тем самым вы осуждаете его за то, что он создал все наши проблемы.

Когда у людей, полагающих, что все создал Бог, возникают проблемы, они начинают обвинять в этом Бога. Существует очень много таких историй. Например, они говорят: «Я  никогда не вру, не делаю людям зла, а у меня столько проблем в жизни. А у моего соседа, который столько плохого делает людям, в жизни все складывается удачно. Почему так?  Бог, это несправедливо!» Когда болеют маленькие дети, тоже возникает вопрос: «Бог, они-то за что страдают?» В силу того, что существует эта теория, умные люди задаются вопросом, почему так происходит.

Мать Тереза помогала людям всю свою жизнь и перед смертью в своем дневнике написала, что в течение жизни она была свидетельницей столь большего количества страданий, что начала сомневаться в том, что все создал Бог.  В действительности не все создал Бог. Зачем же ему надо было создавать эти проблемы?

Все проблемы были созданы вашим умом из-за непонимания, из-за неискусных действий.  Следовательно, вы не можете винить в них кого-то, кроме себя. Скажите: «Может, в одной из своих предыдущих жизней я сделал что-то не так, поэтому теперь получил такой результат. Никто не виноват, никто не насылал на меня порчу. Это порча, которую я создал сам в прошлой жизни».

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

27.08.13
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет