О тренировке ума. Продолжение

Третий вид нравственности – это принесение пользы другим. Почему нам необходимо помогать другим? Потому что, когда вы помогаете другим, то помогаете самим себе. Вы помогли другим, но в тысячу раз больше получили помощи себе. Если вы будете знать эту теорию, что помогать другим – это косвенно помогать себе, то вы будете рады помогать другим и будете стремиться это делать. Как вы можете помочь другим? Каждый раз, когда вы видите, что люди огорчены чем-то, надо сказать им хорошее слово, чтобы поднять их дух.

Когда человек нуждается в чем-то, испытывает жестокую нужду, например, голоден, надо дать кусок хлеба. Это огромная помощь. Когда человек испытывает жажду, надо дать ему стакан воды. Это очень большая помощь. В повседневной жизни старайтесь пожертвовать своей небольшой радостью, своим небольшим счастьем, чтобы немного обрадовать других. Немного осчастливить других – это буддийская практика. Мы не можем даже маленьким счастьем пожертвовать для других, не говоря уже, что всем счастьем. Даже своим родителям мы не можем пожертвовать небольшую толику счастья, для того чтобы их осчастливить.

 Обычно мы действуем наоборот, – мы хотим получить благо от всех остальных, от родителей в первую очередь. Мы ведем себя так, словно нам все должны: жена мне должна, муж мне должен, мама мне должна, папа мне должен, родственники мне должны. Все должны мне, только я никому ничего не должен.

Это очень неправильные мысли.  И человек становится очень наглым, он всех обвиняет, что ему не помогают. Жена обвиняет мужа, что он ей не купил подарок. Если муж купил жене шубу, она его упрекает, что цвет не тот, или шуба не норковая. Это неправильно.

Даже если жена приготовила   неудачный ужин, надо говорить ей «спасибо». Это буддийская практика. Даже если муж принес маленький подарок, жена должна сказать ему «спасибо», ведь он думал о ее дне рождения. Тогда семья будет счастливой. Это мой совет вам. Я так живу, я никогда не думаю, что люди мне что-то должны. Я думаю, что это я должен людям. Эта философия сделает вас счастливыми.

По какой причине вы должны людям, а они вам не должны? Причина проста. Когда вы только родились, вы были беспомощным ребенком, вас люди кормили. Когда вы были беспомощны, не могли сами есть, люди были вам должны. Мама должна была вас кормить.  Сейчас вы выросли и стоите на своих ногах, и никто вам ничего не должен. Сейчас наоборот, ваши родители стали как бы вашими детьми, они сейчас зависят от вас и вы им должны.

Это и есть буддийская практика. А если вы всех бросите, – жену, родителей – это не буддийская практика, это дурацкая практика. Настоящее буддийское учение – это учение о том, как жить правильно. Как жить полной жизнью.

огда вы счастливы, вы делаете счастливыми и других. Это учение о том, как быть счастливыми и как делать счастливыми других, – в этом состоит буддийское учение. Поэтому буддийский практик всегда должен быть радостным.

 Никакого сектантства, никакого фанатизма, – открытый ум. Самое главное – это доброта. Не старайтесь становиться буддистами, это опасно. Старайтесь становиться хорошими, добрыми людьми. Затем, когда вы становитесь пожилыми, вы опять начинаете зависеть от доброты других. В среднем возрасте, когда вы становитесь независимыми, ваша обязанность – это помогать другим. Так как вы пользовались добротой других и будете пользоваться добротой других, то ваша обязанность – отплатить за эту доброту. Здесь не говорится о религии, здесь говорится о нравственности.

Поэтому, когда вы смотрите телевизор с другими людьми, смотрите ту программу, которая нравится большинству сидящих рядом людей. Если большинство любит одну программу, а вы другую, пожертвуйте своими небольшими желаниями, смотрите то, что нравится другим.  Это буддийская практика. Когда кому-то нужна помощь, пожертвуйте своими интересами и помогите другим. Если вы не можете пожертвовать маленькой радостью ради других, то вы никогда не сможете стать бодхисаттвой.

Бодхисаттвы заботятся о других больше, чем о самих себе. Они жертвуют всем своим счастьем, все отдают другим, а в результате они сами становятся счастливее и счастливее. Мы же поступаем наоборот, никогда не жертвовали своим счастьем ради других, всегда пытаемся воспользоваться другими людьми, но в результате мы не получаем такого счастья как у бодхисаттв.

Поэтому Шантидева говорил, что бодхисаттвы все время заботятся о других больше, чем о себе и посмотрите, чего они достигают! А мы же постоянно заботимся лишь о себе, и посмотрите, чего достигаем мы.  Получается разный результат, поэтому мы должны заботиться о других больше, чем о себе.

Вначале не стремитесь заботиться о других больше, чем о самих себе. Вам это сложно.  Сначала пытайтесь уравновесить заботу о других и заботу о себе, чтобы забота была пятьдесят на пятьдесят – о себе и о других.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.08.13
20
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет