О шестнадцати аспектах Четырех Благородных Истин. Продолжение

Поверхностно можно познать нирвану как чистое состояние ума. Чистое состояние ума это состояние ума, очищенного от омрачений. Что есть прекращение омрачений? Если исследовать его, то оно неотделимо от пустотности чистого ума.

В Мадхьямике Прасангике дается пример облака на небе. Когда облако исчезает в небе, оно неотделимо от самого неба, оно исчезает в нем. Если вы ясно поймете благородную истину прекращения страдания, и когда вы поймете, что само по себе прекращение неотделимо от пустотности ума, тогда есть шанс понимания махамудры и дзогчена. Само по себе понимание пресечения омрачений, достижение ясного света, не так легко.

Есть два вида ясного света: относительный и абсолютный. Поэтому в школе Гелуг и Кагью говорится о четырех йогах махамудры. Первая – однонаправленная йога, в практике этой йоги однонаправленное сосредоточение реализует самый тонкий ум, который у нас есть с безначального времени. Это очень сложно, хотя это и не пустота ума, но и это нелегко. Для этого вам необходимо множество разных техник, чтобы реализовать самое тонкое состояние ума. Когда вы реализуете самый тонкий ум, вы сможете достичь шаматхи очень легко.

Вторая йога махамудры называется неконцептуальная йога, когда самый тонкий ум познает высшую природу ума.

Третья йога называется йога одного вкуса. В тот момент, когда вы достигаете результата в медитации этой йоги, вы не пробуждаетесь из медитации на пустоту ума, то есть вы воспринимаете сансару и нирвану как имеющие один вкус. Сейчас этим не занимайтесь, это очень опасно. Потому что сейчас для вас между вкусной едой и дерьмом очень тонкая грань. Когда говорится о йоге одного вкуса, говорится, что высшая природа всего одинакова. Даже с точки зрения науки между вкусной едой и дерьмом на молекулярном уровне разницы нет. А с точки зрения буддизма это возникает из сферы пустоты и уходит в сферу пустоты.

Йога немедитации – четвертая йога махамудры. Почему мы не можем достичь состояния будды? Потому что мы не можем пребывать в медитации на самый тонкий ум, потому что самый тонкий ум у нас постоянно превращается в грубый ум, и поэтому мы возвращаемся в сансару. Выполняя медитацию третьей йоги, практик познает пустоту напрямую, и когда он пробуждается из состояния медитации, его ум переходит на грубый уровень и снова становится сансарным умом. Вы должны понимать, что, когда ум возвращается из самого тонкого своего состояния, который является тонким умом, возможно, что опять возвращаются омрачения. В ясном свете ума омрачения не могут возникнуть.

Почему четвертая йога называется йогой немедитации? Потому что практик в результате тренировок постоянно находится в состоянии ясного света ума и во время медитации, и  когда выходит из медитации, он старается оставаться в состоянии ясного света. Оставаться в состоянии ясного света после выхода из медитации очень сложно.

Обычно это учение дается ограниченному количеству людей, йогинам. Я даю это учение открыто, потому что сейчас много говорят о махамудре, дзогчене на общедоступном и упрощенном уровне. Но на самом деле последовательность, в которой махамудра и дзогчен должны быть реализованы, очень строга и сложна.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

05.09.13
14
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет