Семейная Клиническая Арт Терапия

В последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает семейная арт-терапия. Это, в частности, вызвано тем, что методы лечения и реабилитации, применяемые в работе у пациентов с разными психическими расстройствами, приобретают все более системно-ориентированный характер, включают в процесс оказания помощи родственников больных, учитывают семейный контекст и иные факторы социальной и культурной среды (Эйдемиллер Э.Г., 2005). Семейнаяарт-терапиясочетаетарт-терапиюи семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства с целью оценки и коррекции семейных отношений у пациентов с разными психическими расстройствами, опирается на теоретико-методологические разработки  семейной психотерапии.

Арт-терапия может включаться на любом этапе общей семейной психотерапии, а также может быть выбрана в качестве основного психотерапевтического инструмента. Арт-терапевтические методы и техники включаются в общую методологию психотерапевтического процесса, приобретая его язык, сохраняя общие этапы и основную терапевтическую концепцию, при этом различные средства пластических искусств используются в качестве основного инструмента, либо в качестве посредника в коммуникации между терапевтом и пациентами (членами семьи).

Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Хана Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон, Дорис Аррингтон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря использованию средств визуальной экспрессии в ходе работы с семьей ее члены могут перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает для членов семьи более наглядными и понятными многие ранее неосознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы. Кроме того, применение невербальных средств  самовыражения «уравнивает»  возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семья  нового опыта взаимодействия друг с другом.

Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):

  • исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами,
  • изучение родительского влияния,
  • изучение прошлого и текущего опыта семьи,
  • выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи,
  • осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи,
  • определение транзакционных конфигураций,
  • выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
  • диагностика актуальных семейных конфликтов,
  • коррекция родительского поведения,
  • обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем,
  • развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностикав семейной арт-терапии основана на выполнении членами семья различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:

  • рисование семейного герба;
  • изображение сцен семейной жизни;
  • совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;
  • создание каракулей с последующим обсуждением и прорисоваванием образов;
  • рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи;
  • изображение дома с расположенными в нем членами семьи, занимающимися каким-либо делом;
  • изображение значимых семейных событий – приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и т. д.);
  • изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. д.);
  • изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;
  • иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;
  • изображение желаемого будущего и целей семьи;
  • изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;
  • изображение любимых занятий и увлечений;
  • создание композиций в песочнице – на свободную или заданную тему.

Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в одних случаях членам семьи может быть предложено сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членам семьи предлагается  сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Коррекцияв условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:

  • осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
  • отреагировании и принятии чувств,
  • получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,
  • освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,
  • обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).

Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений может служить использование фотографий – техник семейной фототерапии и фото-арт-терапии (Копытин А.И., 2010, Копытин А.И., Свистовская Е.Е. 2009).

Как правило, в ходе семейной психотерапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной арт-терапии, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. Длительность семейной арт-терапии обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. На каждом из четырех этапов общего процесса семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989) могут использоваться арт-терапевтические средства и методики.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кашаев Максим Владимирович

Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации РПА. Благодарность главного нарколога области 2012 год Грамота Министра здравоохранения нижегородской области 2013 год
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Семейные отношения


Вопрос закрыт