Особенности применения клинической системной арт-терапии у пациентов с расстройствами личности

Задачами применения клинической системной арт-терапии у пациентов с расстройствами личности являются.

      Задачи симптоматической стабилизации:

  • минимизация эмоциональных, познавательных, поведенческих, соматических проявлений болезни (эмоциональная стабилизация, организация поведения и др.),
  • повышение мотивации пациента к психологической работе и получению лечебных процедур, его адаптацию к условиям учреждения.

     Задачи этиопатогенетической клинической психотерапии личностных расстройств и связанных с ними психогенных дефензивных реакций:

  • осознание и коррекция дисфункциональных когнитивных, поведенческих и эмоциональных стереотипов,
  • осознание связи особенностей эмоционального реагирования в разных жизненных ситуациях и поведения пациента с присущими ему конституционально-типологическими особенностями личности (его внутренней психологической «природой»),
  • развитие более адаптивных моделей поведения и видов деятельности на основе принятия пациентом своих конституционально-типологическими особенностей,
  • коррекция отношений пациента к своей социальной роли, труду, семье, обществу, личностно-значимой деятельности на основе более дифференцированного и продуктивного использования своих конституционально-типологическими особенностей,
  • активизация и привлечение стабилизирующих факторов (внутренних и внешних ресурсов) пациента,
  • развитие и поддержка жизненных навыков (коммуникации, самоорганизации, саморегуляции и др.).

       Дополнительно могут решаться такие задачи, как:

  • поддержка и генерализация терапевтических изменений,
  • преодоление стигматизации (самостигматизации),
  • достижение более устойчивой психосоциальной адаптации и повышение качества жизни.

 

Мишенями системной клинической арт-терапии расстройств личностиявляются:

1. Мишени, специфичные для данной клинической группы, связанные с дезадаптивными моделями поведения, ригидными ответными реакциями на широкий диапазон личностных и социальных  ситуаций, а также со вторичными психогенными реакциями (невротические и неврозоподобные проявления, возникающие вследствие периодически обостряющегося конфликта личности с социальным окружением).

2. Мишени, специфичные для феномена личности: недостаточность и дефицитарность защитных и копинг-механизмов; индивидуально значимые, психотравмирующие переживания в условиях актуальной жизни; стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля; проблемы самооценки; низкая способность к рефлексии; отсутствие базового чувства благополучия, внутренней гармонии и самодостаточности; фрагментарность и неустойчивость внутренней картины собственной личности; нарушение функции внутреннего контроля (в эмоциональной, когнитивной и волевой сферах); низкая способность к рефлексии; недостаточность или своеобразие интериоризированных социальных норм; тенденция решать проблемы внутренней неудовлетворенности, сопряженной с доминированием чувства опустошенности и одиночества, за счет активного привлечения и использования других лиц; трудности в близких отношениях; дефицит социального восприятия; несостоятельность при решении повседневных проблем.

3. К мишеням, специфичным для психотерапевтического процесса, относятся: низкая мотивация к лечению, отношения между психотерапевтом и пациентом, сопротивление и др. Хотя они также связаны с феноменом личности, их можно выделить в отдельную группу.

4. Мишени, специфичные для клинической ситуации: низкая психологическая компетентность; микросоциальная ситуация; социальная депривация, социальная дезадаптация.

5. Мишени, специфичные для метода; в каждом случае выбираемые врачом-психотерапевтом феномены, в зависимости от конкретного метода, например, неспособность пациента устанавливать эмпатические отношения (в гуманистической психотерапии); девиантные формы поведения (в поведенческой психотерапии); нарушение процессов переработки информации (в когнитивной психотерапии); Непонимание связи между своими переживаниями и поведением и поведением окружающих (в личностно-ориентированной психотерапии); нарушения внутрисемейных отношений, нарушения коммуникации (в семейной психотерапии).

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кашаев Максим Владимирович

Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации РПА. Благодарность главного нарколога области 2012 год Грамота Министра здравоохранения нижегородской области 2013 год
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Психогенетика


Комментариев пока нет