О шестнадцати аспектах Четырех Благородных Истин. Продолжение

В прошлый раз мы говорили о первом аспекте первой благородной истины, о непостоянстве. То, что есть внутри нас это концепция постоянства, из-за которой у нас возникают самые разные концепции, очень много омрачений. Сначала мы не знаем Дхармы, и нам неинтересно практиковать из-за концепции постоянства. Затем мы откладываем, а потом, даже если мы практикуем, то из-за концепции постоянства наши практики нечисты, а когда приходит время смерти, мы жалеем, что ничего не успели сделать. Концепция постоянства похожа на то, как человек, выпавший из самолета, думает, что он не падает. Из-за цепляния за концепцию постоянства мы думаем, что мы будем жить очень долго, и это много раз обманывало нас в предыдущих жизнях.

Буддийская философия утверждает, что любая материя в момент существования разрушается, это ее неотъемлемое свойство. Существование и разрушение происходят одновременно. Существование это причина разрушения. Я говорил вам о четырех непостоянствах. Первое это тело, которое непостоянно, поэтому рождение заканчивается смертью. Второе – неизбежное расставание. Третье – растрата, истощение всего накопленного. Четвертое это нестабильность нашего высокого или низкого положения.

У нас внутри есть эти четыре концепции постоянства. Мы думаем, что будем жить долго из-за цепляния за эту концепцию. Это обман. Второй обман заключается в том, что мы будем долго находиться вместе. Третий обман, как я вам говорил, возникает от мысли о том, что чем больше будем копить, тем больше накопим, будем богаче. Четвертый – мысль о том, что чем выше статус, тем дольше мы будем в нем находиться.

 У каждого человека есть цепляние за эти четыре аспекта концепции постоянства. Но поскольку у людей разные виды цепляния, у каждого превалирует один из аспектов. У пожилых людей цепляние за аспект долгой жизни меньше, а у молодых – сильнее. На самом деле не ясно, кто умрет раньше – бабушка или внук. Бабушки знают, что скоро умрут, поэтому у них четки в руках. А молодежь думает, что смерть далеко, поэтому не готовятся. А бабушки, которые сейчас держат четки в руках, когда были молодыми, не держали в руках четок, потому что в тот момент у них был сильно представление о долгой жизни. Когда человек становится пожилым, то цепляние за этот аспект постоянства становится слабее, поэтому пожилые чаще обращаются к духовности.

А, например, у бизнесменов другое цепляние: они думают, что, чем больше будут копить, тем больше будет становиться их богатство. Цепляясь за этот аспект постоянства, они становятся рабами накопления. У большинства политиков сильно цепляние за постоянство высокого положения. Они учатся достигать цели и устранять конкурентов. Но, достигнув высокого положения, они убеждаются, что оно не прочно, и в конце концов падают оттуда. Итак, нет прочного высокого положения. Самое лучшее место – внизу. Если вы сидите на земле, вам некуда падать. Когда вы сидите на высоком месте, вы боитесь упасть и переживаете, слушая, кто и что говорит о вас. Вместо того чтобы думать и готовиться к будущей жизни, которая может начаться уже завтра, вы пытаетесь укрепить свое нынешнее положение и доказать, что вы хороший человек. Все это – бесполезная деятельность. Достигнув высокого положения, вы становитесь высокомерным, потому что вы считаете свое положение прочным.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.09.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет