убить в детях ощущение себя

 … ощущение себя и как следствие уверенность в себе.В воспитании детей родителями нет мелочей. Вот о каких мелочах я хочу рассказать: когда родители за своих уже достаточно взрослых детей решают, сколько есть, что одевать и как дышать.

  Ситуация. 7-летний мальчик в гостях с бабушкой. Взрослый ему предлагает конфету: «Ваня, хочешь такую конфету?». Повисла продолжительная пауза. Ваня смотрит на бабушку толив поисках подсказки на столь сложный вопрос, то ли в ожидании разрешения съесть дополнительную конфету. Бабушка спасает ребенка, отвечает за него: «Нет, он не хочет, он уже наелся».

Как в том анекдоте, ей богу: — Ииизя, домоооой!

                                           — Мама, а я что замерз?

                                            — Нет, Изя, ты хочшь кушать!

Вопрос к бабушке и ближайшим родственникам: почем вы знаете, что чувствует и ощущает другой человек и почему не даете ему возможности прислушаться к себе и самому ответить???

Еще ситуация. Идем вечером осенью по улице со знакомым и его сыном 8 лет. На улице холодно. Мальчик в шапке, мама ему одела. Отец говорит ему: «Сними шапку! Еще не зима» и что он даже зимой без шапки ходит и ничего. Так отец, видимо, развивает у сына мужественность. Дима покорно снимает шапку. Я говорю, что на улице достаточно прохладно, уши мерзнут (это у меня) и в шапке ребенку как раз в самый раз.

Спрашиваю у Димы: тебе как вообще, холодно без шапки? Он так неуверенно: Ну, вообще-то нормально.

В общем, это был приказ отца, ослушаться которого страшно. Ребенок так и не понял, ощущает ли он дискомфорт от ветра или нет.

Так дети учатся игнорировать свои ощущения. Ведь есть взрослый, который якобы лучше знает, который берет на себя ответственность за ощущения своего ребенка. Ребенок усваивает послание «то, что ты чувствуешь — не важно». Ребенок учится не доверять себе, своему телу. А наши чувства возникают именно в теле. В дальнейшем такое воспитание чревато развитием небезопасного поведения. Образно говоря, Ваш ребенок засунет руку в огонь и будет ждать пока какой-нибудь взрослый вынет ее оттуда. А такого взрослого рядом может и не оказаться.

Такие дети не знают, как правильно, действуют наугад и невпопад. Отсюда неуверенность в себе, в своей ценности как личности.

В ту же тему, когда детей заставляют доедать все до конца. Организм ребенка — он не дурак, у него есть регуляторные функции. И надо давать возможность им развиваться и немного доверять своим детям.

Учите ребенка прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, спрашивайте его как ему то или это, много ему или мало. Понятно, что за младенца это все решает мать. Но с 3х лет можно уже прислушиваться.

Нет мелочей. Каждое ваше слово, сказанное ребенку, подобно эффекту бабочки, влияет на его судьбу. Раз,  другой, третий вы ответили за ребенка — в дальнейшем уже взрослый человек не может найти работу, потому что ничего не знает о себе, не понимает, чего хочет и что умеет.

Будьте осторожны, очень осторожны!

 

 

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Лилия Пономарева

Работаю с горем, кризисом, травмой. Трудности в детско-родительских отношениях.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Спасибо Лилия!.. Все правильно… все мы родом из детства.

27.09.13

Галина, благодарю за интерес к тексту

29.09.13