Сутра сердца. Продолжение - блог №772736

Для того чтобы изучать «Сутру сердца», важно понимать три характеристики феноменов с точки зрения школы Читтаматра. Три характеристики феноменов – это очень сложная тема.

В Москве я объяснял это недавно, но все еще недостаточно подробно. Эта тема сложнее, чем тема электронов, протонов и нейтронов в физике. Сейчас я изложу это учение с точки зрения Читтаматры. Применив те же самые три характеристикик воззрению Мадхьямаки Прасангики, вы сможете четко увидеть, что такое пустота, что такое взаимозависимость, как феномены существуют, как феномены не существуют и что является объектом отрицания.

Кунтаг

Вы должны понимать, что у каждого феномена есть эти три характеристики. Первая характеристика называется кунтаг. Кунтаг – это существующее только в концепции, в названии. Есть два вида кунтага – существующий и несуществующий кунтаг.

Существующий кунтаг – это, например, пространство. Пространство – всего лишь название, концепция, простое отсутствие препятствий. Поскольку мы называем пространством отсутствие препятствий, этот феномен является отрицанием, а не утверждением.

В таком случае пустота – это пространство или нет? Ведь пустота – это тоже отсутствие препятствий. Вы можете видеть пространство этого зала? На самом деле отрицание увидеть невозможно. Тогда что же вы видите здесь? Подумайте об этом. Теоретически пространство действительно невозможно увидеть, потому что это простое отсутствие препятствий, но если вы начнете вести диспут на эту тему, то все окажется не так просто. Я вижу пустое пространство, я вижу места, где нет препятствий, – там я могу пройти. Но существующий кунтаг – это не самое главное в теме пустоты. Когда мы говорим, что отсутствие кунтага в шенванге есть йондуп, мы имеем в виду несуществующий кунтаг.

Несуществующий кунтаг – это объект отрицания, вы должны понимать это. Это то, чего в реальности не существует, но что кажется вам существующим. Например, Земля кажется вам плоской. Плоская Земля – это кунтаг, ее не существует вообще. Она появляется только в воображении, в ваших концепциях. Земля видится вам плоской, и вы думаете, что она такая и есть. Все феномены являются вам существующими независимо и субстанционально. Это кунтаг – объект отрицания.

Рассмотрим чашку. С точки зрения Читтаматры кунтаг этой чашки – это независимо субстанционально существующая чашка. Это несуществующий кунтаг, который является объектом отрицания. Такая чашка существует лишь в концепции, но не в реальности.

Однако Читтаматра утверждает, что самосущая чашка – это не кунтаг, она действительно есть.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

29.09.13
238
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store