Сутра сердца. Продолжение - блог №772748

Тело само по себе не является «я», ум – также не «я», и нет никакого «я», отдельного от них. Когда тело и ум пребывают в некоем единстве, или взаимодействии, это называется  «я». Но куда исчезает «я» после нашей смерти, когда ум отделится от тела и покинет его?

Соединение кислорода и водорода называется водой, и, когда кислород отделяется от водорода, вода прекращаетсвое существование. Если «я» – это соединение тела и ума, то куда оно денется, когда ум отделится от тела? Вы должны понимать, что, пока вы живы, вы даете обозначение «я» соединению грубого тела и ума. А когда вы умрете, ум не полностью лишится тела, с ним останется тонкое энергетическое тело. Ум оставит это грубое тело, но он никогда не сможет отделиться от тонкого энергетического тела, их соединение нерушимо, поэтому ваше «я» будет продолжаться вечно. Другие феномены, возникшие вследствие соединения двух объектов, могут перестать существовать, разделившись на составляющие. Например, вода перестанет существовать при разделении кислорода и водорода. Радуга также исчезнет, как только изменятся или прекратятся ее составляющие. Но «я» как соединение тонкого энергетического тела и тонкого ума существует с безначальных времен и будет продолжаться бесконечно.

Итак, субстанционально существующее «я», независимое от тела и ума, – это кунтаг. Оно является вам, но в действительности его нет, оно существует только в ваших концепциях.

Когда кто-то обвиняет вас в воровстве, у вас в груди возникает это ощущение плотного «я», которое обозвали вором. В этот момент в вашем уме появляется представление о независимо субстанционально существующем «я», и вслед за этим возникает гнев. Когда вы идете и на вас смотрят прохожие, у вас также возникает мысль о некоем плотном «я», на которое люди обращают внимание. Иногда вам только кажется, будто на вас смотрят, но ваш глупый ум думает: «Они смотрят на меня. Они говорят обо мне плохо». А если кто-то засмеется рядом с вами, вы подумаете: «Он смеется надо мной». Все эти негативные мысли основаны на эго, они также взаимозависимы. Когда вы думаете через призму вашего эго, вам представляется кунтаг – независимое субстанционально существующее «я».

На самом деле этот кунтаг отсутствует в шенванге – во взаимозависимом «я». Отсутствие кунтага в шенванге называется йондуп, что означает «абсолютное, полностью установленное существование». Пустота вашего «я» от независимого субстанционального существования указывает на вашу взаимозависимую природу, но вовсе не отрицает вашего существования как такового. Отсутствие в вашем взаимозависимом «я» (шенванге) независимого субстанционального существования (кунтага «я») – это йондуп, или пустота.

Коротко говоря, кунтаг – это объект отрицания, а шенванг есть способ существования феноменов – взаимозависимость. Йондуп указывает на то, как феномены не существуют.

Есть разные уровни взаимозависимого существования. С точки зрения Мадхьямаки Прасангики все феномены имеют взаимозависимое существование. В воззрении низших школ взаимозависимость означает только лишь зависимость от причин. Если нечто зависит от причины, значит, оно имеет взаимозависимое существование. А Прасангика утверждает, что взаимозависимость – это не только зависимость от причин. Прежде всего, это зависимость от обозначения мыслью. Все феномены зависят от наименования. Помимо этого наименования, со стороны объекта не существует ничего. Когда физики анализируют феномены, они также приходят к выводу, что все явления физического мира – не более чем ярлыки. Со стороны объекта они не находят ничего, кроме мысленного обозначения. К примеру, субатом – это тоже название.

Йондуп – это пустота, абсолютное существование, отсутствие кунтага. Шенванг – это взаимозависимость. А кунтаг – это иллюзия, которая отрицается. Например, кунтага этой чашки не существует. А мы считаем эту характеристику реальной. Приписывая существование этой иллюзорной характеристике, мы не понимаем вторую и третью реальные характеристики этой чашки. Именно шенванг и йондуп суть подлинная реальность чашки, а первая характеристика – это обман. Из-за того, что чашка видится вам независимо субстанционально существующей, вы не видите ясно ее настоящую природу.

Из-за этого возникает привязанность. «Я» также видится вам независимо субстанционально существующим, и вследствие этого возникает привязанность к «я». С точки зрения Мадхьямаки Прасангики, если вы не способны познать отсутствие независимого субстанционального существования, отсутствие истинного существования этой чашки, вы не сможете понять взаимозависимость чашки.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

29.09.13
286
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store