Сутра сердца. Продолжение

Мадхьямики прасангики задаются вопросом: какой смысл в такой пустоте, которая не отрицает видимости? К чашке вы привязаны по-прежнему, потому что она кажется вам красивой. Ведь ваше отрицание не затрагивает этой видимой красоты. Как бы вы ни доказывали, что чашка пуста от независимого субстанционального существования, от чего-то другого, красивая чашка по-прежнему будет существовать, как и дом, который пуст от золота.

Раньше вы были привязаны к дому, думая, что в нем полно золота. Когда вы поняли, что в доме золота нет, ваша привязанность немного ослабла, но вы по-прежнему хотите иметь сам этот дом. Когда вы считали чашку независимо субстанционально существующей, привязанности было больше.

Познание подобной пустоты уменьшает привязанность, но не искореняет ее. Тонкая привязанность остается. Чтобы устранить ее, важно познать «пустоту от себя». Для этого нам нужно изучать «Сутру сердца».

 

Четверичная пустота

Именно с целью полного искоренения привязанности Авалокитешвара объяснил Шарипутре, что нужно пытаться увидеть даже пять скандх пустыми от самобытия. Сначала Авалокитешвара сказал об этом сжато, а затем стал излагать развернуто, каким образом можно увидеть пять скандх пустыми от самобытия: «Форма есть пустота, пустота есть форма, нет пустоты помимо формы, нет формы помимо пустоты». Эта формула называется четверичной пустотой.

Говоря «форма есть пустота», Авалокитешвара имел в виду следующее: та чашка, которая воспринимается нашим зрительным сознанием, сама по себе есть кунтаг, объект отрицания. Так же и все, что является вашему взору, с точки зрения Мадхьямаки Прасангики есть кунтаг. А шенванг – тонкую относительную истину, тонкую взаимозависимость – вы сможете увидеть только после познания пустоты.

Итак, видите ли вы Майю? То, что вы видите, это кунтаг Майи, а не она сама. Что же вы видите в таком случае?

В учениях Мадхьямаки Прасангики говорится, что все виды нашего восприятия обманчивы, но в них есть и достоверность. Если бы не было относительной достоверности, Прасангика вообще не могла бы установить существование феноменов, потому что для этого необходимо опираться на достоверное познание.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

02.10.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет