Сутра сердца. Продолжение

Ценность учения по Праджняпарамите

Возможно, в сансаре с безначальных времен у нас никогда не было столь знаменательных дней, как эти. Если бы раньше мы могли получить учение по Праджняпарамите, а в особенности учение о пустоте с точки зрения Мадхьямаки Прасангики, то к этому моменту мы бы уже были свободны от сансары или, по крайней мере, обрели высокие реализации. С безначальных времен мы заучивали много текстов, получали много знаний, большая часть которых основана на законах, созданных людьми, а не на законах природы.

Когда законы меняются, эти знания становятся бесполезны. Также и ваши научные знания, не связанные с укрощением ума, остаются лишь интеллектуальной информацией. Поэтому получайте это учение, основанное на законах природы и направленное на укрощение ума, с большой радостью.

 

Три ответа Авалокитешвары

Я буду давать комментарий на коренной текст ««Сутры сердца»», которая начинается с вопроса Шарипутры, адресованного Авалокитешваре. В ответе Авалокитешвары, собственно, и содержится все учение. Авалокитешвара тремя способами объясняет Шарипутре, как медитировать на глубинную мудрость:

Первый – как медитировать на пустоту личностям, обладающим малыми способностями.  Второй – как медитировать на пустоту личностям с высокими умственными способностями. Третий ответ, который дал Авалокитешвара, – это суммирующий ответ.

На этом «Сутра сердца» заканчивается.

Для личностей с высокими умственными способностями Авалокитешвара дает ответ лишь в виде мантры «Тадьята Ом Гате Гате Парагате Парасамгате Боддхи Сваха», в которой содержится полное учение о медитации на пустоту, и личности с высокими способностями могут понять его лишь на основе этой мантры. Если для вас эта мантра не имеет смысла, это означает, что у вас низкие умственные способности.

Может быть, среди вас есть те, кто немного высокомерен и считает, что у него высокие умственные способности, но на самом деле это не так. Духовный наставник должен немного опускать своих учеников на землю. Чем смиреннее вы будете становиться, тем быстрее будете обретать реализации. Ваше эго препятствует вашим реализациям. «Я очень умный, мне нужны самые высокие практики, остальные предназначены для людей с низшими способностями» – думая так, вы становитесь только глупее. Поэтому Будда говорит в джатаке: «Дурак, считающий себя мудрецом, глупее дурака, который осознает свою глупость».

Итак, старайтесь быть смиреннее. В действительности мы все пребываем в сансаре, наш ум полностью находится под властью омрачений. Как можем мы, находясь в такой ситуации, считать себя какими-то особенными? Вам неприятно это слышать, но полезно.

Некоторые психологи рекомендуют заниматься аутотренингом, внушая себе, что вы умный. Но эта глупая техника только увеличивает ваш эгоизм. Когда все собираются и начинают кричать «я умный», какой в этом смысл? От этого вы умнее не станете. Также, если вы будете называть себя дураком, от этого вы не станете глупее. Все, что вам нужно, – это раскрыть свой ум, тогда вы действительно станете умным. Когда вы будете глубже вникать в суть вещей, вы станете мудрым, даже если вы при этом будете утверждать, будто  вы дурак. Когда вы глубоко изучаете буддийскую философию, вы начинаете понимать, что знаете еще очень мало. Также хороший шахматист осознает, что играет плохо и выиграл партию лишь потому, что его противник играл хуже, чем он.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.10.13
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет