Сутра сердца. Продолжение

А теперь вернемся к теме. Итак, осознание того факта, что форма есть пустота, с одной стороны, спасает нас от крайности постоянства. Ведь если мы цепляемся за то, какой форма является нам, это ввергает нас в крайность постоянства.

Мадхьямака Прасангика: номинальное существование

Сейчас я объясню с точки зрения Мадхьямаки Прасангики, каким образом форма пуста.  Сначала вы должны понять, что представляет собой объект отрицания. В Прасангике он определяется следующим образом: это нечто, существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Попробуйте представить этот объект отрицания.  Когда вы говорите «я», постарайтесь понять, как ваше «я» вам является. В действительности это всего лишь название, присвоенное этому телу и уму. Но вашему уму не является такое «я», вместо этого вы представляете «я», существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Но такого «я» никогда не существовало. 

Кунтаг «я» – это «я», существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Чашка, которая также видится вам самосущей, это кунтаг чашки. Так и все остальное, что мы воспринимаем зрительным сознанием, есть кунтаг, нечто несуществующее, галлюцинация. Если все то, что мы видим сейчас вокруг себя, не существует, тогда что существует? Нет ни такого «я», ни таких феноменов, существует только название, которое и есть шенванг, взаимозависимость. Номинально существующее «я» – это шенванг, относительная истина.

Если «я» существует лишь номинально, как я могу функционировать, куда-то ходить, что-то есть? Прасангики также согласятся с тем, что, если феномены – лишь названия, они не могут функционировать, это пустой звук. Но нужно понимать: хотя феномены – не более чем названия, но это не пустой ярлык, который никак не связан со смыслом, значением этого названия. Например, возьмем рога зайца. Это всего лишь название, не несущее никакой смысловой нагрузки, поэтому оно нефункционально. Рога зайца, «я», чашка – все это существует номинально, но между этими названиями есть большая разница.  Рога зайца существуют номинально, но они нефункциональны, потому что у этого названия нет основы.

А, например, я – геше Тинлей – существую номинально, но мое имя связано с моим телом и умом. Плотного геше Тинлея нет, никогда не было и не будет, такой геше Тинлей, какого вы видите, это галлюцинация. Вы можете сказать кому-то, что видели геше Тинлея в прошлом году и видите в этом, но это неправда. Тот, кого вы видели в прошлом году, это не тот же геше Тинлей, которого вы видите в этом году. Даже с научной точки зрения в его теле сменилось много частиц. Ученые считают, что за семь лет происходит полная смена клеток человеческого тела, и через семь лет вы видите человека, состоящего из новых клеток, в нем совсем не осталось прежних частиц.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.10.13
14
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет