Итак, очень важно понять, что все феномены сансары и нирваны существуют лишь номинально, они пусты от истинного бытия, но именно это делает возможным существование всех феноменов, неотделимое от ума воспринимающего субъекта. В настоящее время наш ум переполняют очень жесткие, фиксированные идеи.
Например, когда я говорю «золото», это обязательно должно означать нечто твердое, сверкающее. Если я назову песок золотом, вы засмеетесь. Нашотносительный ум привык к тому, что золото должно быть плотным, блестящим и тяжелым.
Такова основа для обозначения «золото». Итак, во-первых, когда вы присваиваете основе соответствующее обозначение – «золото», тогда остальные люди это признают.
Во-вторых, если вы называете золото золотом, это не противоречит относительной достоверности. А если вы песок назовете золотом, это будет противоречить относительной достоверности.
В-третьих, если вы называете золото золотом, это не противоречит также абсолютному анализу. В силу этих трех критериев, когда вы называете золотом соответствующую объектную основу, она начинает функционировать как золото. Основа функционирует так вовсе не потому, что у нее есть собственные характеристики золота, существующие со стороны объекта.
Если бы с самого начала вы назвали этот металл песком, то сейчас вы бы с полным основанием так его называли. Тогда для нашего ума песок означал бы нечто плотное, блестящее и тяжелое.
А сейчас, сколько бы вы ни называли песок золотом, он им не станет, но не из-за отсутствия в нем собственных характеристик золота, а из-за отсутствия трех характеристик достоверной основы. А если вы проанализируете золото и песок, вы не найдете в этих веществах ни единого атома, который был бы золотом, а также ни единой частицы песка.