Сутра сердца. Продолжение - блог №785385

Теперь я хочу защитить вас от падения в крайность нигилизма. Я уверен, что некоторые мои ученики испугались, узнав, что они не родились, не живут и не умирают. Это действительно так с точки зрения абсолютной реальности.

Вы рождаетесь только с точки зрения мирской условности. Основа для обозначения – тело, рожденное от отца и матери, –появляется на свет, и вы называете это своимднем рождения. С тех пор прошло уже 50 лет, а вы до сих пор отмечаете день рождения. Ваш день рождения давным-давно уже прошел. 

В действительности вы должны говорить, что это день приближения к смерти.  Подумайте об том примере пустоты, который привел Будда: «Одной женщине приснился сон, в котором она родила ребенка и была очень счастлива. В том же сне ее ребенок умер, и она сильно страдала. Но, проснувшись, она поняла, что никакого повода для счастья и страдания не было. Постарайтесь понять, что таковы и все феномены». 

Вопрос: Что является достоверной основой для чистого восприятия? Можно ли одновременно практиковать чистое восприятие и сострадание? По логике, это противоречие, т. к. омраченное существо – объект сострадания – не может быть одновременно чистым, то есть объектом чистого видения.

 Ответ: С точки зрения Мадхьямаки Прасангики все, что вы видите, подобно обману зрения.

В «Мадхьямака-аватаре» объясняется, что вы можете породить три вида сострадания.  Первый вид – это просто созерцание живых существ с желанием, чтобы они освободились от страданий. Это обычное сострадание, наблюдающее живых существ. В этом сострадании восприятие объекта смешано с цеплянием за его истинность.

Мать, когда она сострадает своему ребенку, верит в истинное существование ребенка. В ее чувствах есть сострадание, но оно смешано с цеплянием за истинность, а также с концепцией постоянства. Это сострадание, которое просто наблюдает живых существ, низшего уровня, оно не является чистым.

Второй вид – сострадание, созерцающее Дхарму. Это желание освободить живых существ от страданий с пониманием их непостоянства. Живые существа непостоянны, каждый момент они разрушаются, и на основе такого понимания возникает желание освободить их от страданий. Этот вид сострадания не смешивает временные периоды, к примеру, в нем нет представления, что ребенок всегда был и в дальнейшем останется ребенком.

Мать, когда ее сыну исполняется 50 лет, говорит: «Я родила его» – это и есть смешение времен, концепция постоянства. Точнее было бы сказать: «Я дала рождение этому потоку». Когда она говорит: «Я родила его», получается, что ребенок крупнее матери. Как он мог поместиться в ее утробе? Это противоречит логике.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.10.13
221
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store