Сутра сердца. Продолжение

Часто из-за концепции постоянства мы, рассуждая о чем-то, смешиваем временные периоды, и тогда наши слова вступают в противоречие с логикой. Когда вы порождаете сострадание к живым существам с пониманием тонкого непостоянства, это называется сострадание, созерцающее Дхарму.

Третий, высший вид сострадания называется ненаблюдающее, или безобъектное сострадание. Это ваш ум, который желает живым существам освободиться от страданий с пониманием того, что они пусты от самобытия. Хотя они не существуют так, как воспринимаются, но при этом взаимозависимые, номинальные существа есть, они не желают страданий и жаждут счастья. При этом самосущих страдающих существ нет. 

Что касается вопроса о чистоте восприятия, ее культивируют в основном в ретрите по тантре. А когда вы занимаетесь практикой порождения сострадания, не следует одновременно развивать чистоту восприятия, у вас не получится это совместить. Точно так же во время развития шаматхи у вас не должно быть концепций, но это не означает, что их у вас не должно быть и тогда, когда вы делаете что-то другое, например, едите. Когда вы едите, ешьте.

Здесь может быть приведена следующая аналогия: выполняя физические упражнения, вы не должны качать только одну мышцу руки, вам нужно делать полный комплекс. Если вы хотите развивать мышцы на ногах, вам следует подключать дополнительные упражнения.  В буддийской практике чистое восприятие – это лишь одно упражнение, развивающее одну мышцу. Так же вы не должны ограничиваться только медитацией на ясный свет.

Это тоже всего лишь одно упражнение. Если человек целый день будет делать только одно упражнение, через год он станет странным. Одна часть тела накачана, а другая очень худая.  Лучше вообще не делать упражнений, чем становиться таким уродом. 

Все упражнения хороши, но вы должны найти хорошего тренера, который даст вам комплекс упражнений для всего тела. Какую причину вы создали, такой результат получите. В духовной практике иногда вы занимаетесь развитием чистоты восприятия, развитием внимательности, иногда медитацией на ясный свет, иногда специально наблюдаете, как страдают живые существа, и порождаете сострадание. А если вы все время будете развивать чистоту восприятия, вы не сможете породить сострадание.  Целыми днями визуализировать себя и других в облике Ямантаки тоже нехорошо. 

Цель видения себя как божества, а всего вокруг как мандалы – пресечение ложных проекций ума. Наш ум искаженно воспринимает реальность. Он создает очень негативные, пессимистичные проекции. Когда вы начинаете строить такие проекции, надо остановить себя и сказать: «Нет, я – Ямантака, у меня есть потенциал Ямантаки». Если окружающее будет представать в черном свете, вы должны подумать, что все феномены суть проявления ясного света. Мандала и божества – это тоже проявления ясного света.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.10.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет