Сутра сердца. Продолжение

Махамудра и Дзогчен не отличаются друг от друга по сути. В той и в другой практике вы используете в качестве объекта медитации свой ум. С помощью такого объекта развивать сосредоточение гораздо легче. Я говорю это исходя из собственного опыта. Но для этого вам нужно хорошо понимать Дхарму.

Для людей, которые не могут понять сложные учения, лучше визуализировать Будду. Это трудно, но более надежно, нежели медитировать на ум. Какой-то категории людей легче визуализировать Будду.  В древние времена людям было гораздо легче что-то визуализировать, а нам, современным людям, это дается с трудом. У меня, например, есть трудности с визуализацией.

Когда я что-то визуализирую, я могу пребывать на этом объекте некоторое время, но потом объект исчезает, и мне опять приходится его визуализировать. В общем, когда вы не уверены, когда вы вынуждены все время восстанавливать этот образ, вам труднее развивать концентрацию. Когда же вы медитируете на ум, вам не надо ничего визуализировать, поэтому это гораздо легче.

Концентрируясь на своем уме, вы не должны представлять себе образ ясного света. А что вам следует делать? Ваш ум должен пребывать в своей природе, в естественном состоянии.  Какая бы мысль ни возникла, не надо следовать за ней и не надо ее отвергать. Наш ум устал от множества размышлений.

Просто пребывайте в своем естественном состоянии, с убежденностью в том, что все явления, к которым вы обычно привязываетесь: дом, деньги и прочее, – по сути лишь названия, присвоенные вашей мыслью, и помимо этих названий, вне связи с умом, не существует ничего. В действительности все эти объекты подобны луне, которая не растет, не становится полной и не убывает. Вы пребываете с этим осознанием, и все феномены, все видимости медленно растворятся в вашем ясном свете, в ригпа.

Вы не думаете при этом, что никаких феноменов не существует; вы знаете, что вещи существуют не так, как проявляются. Они существуют только с мирской точки зрения и только лишь как названия. Стоя на земле, вы видите растущую или полную, или убывающую луну, и любое другое существование подобно этой обманчивой видимости. 

Итак, убедитесь в том, что все явления – не что иное, как ваши концепции, обозначения, данные вашим умом. Они не имеют никакого истинного бытия. Они неотделимы от ясного света. Когда возникает мысль, вы должны понимать, что она возникла из ясного света. Не следуйте за ней, просто пребывайте со своим умом, и мысль исчезнет так же, как появилась, подобно змее, которая сама заползает в сачок и сама же выползает оттуда, подобно письменам на воде, исчезающим через мгновение.

Это называется самоосвобождение. Надпись возникает из воды и растворяется обратно в воде. Точно так же, какая бы мысль ни возникла, думайте, что она появилась из ясного света и растворяется обратно в ясном свете, тогда ваши мысли будут восприниматься как игра ясного света.

Пока я говорю лишь об относительном, а не об абсолютном ясном свете. Абсолютный ясный свет понять очень сложно. Относительный ясный свет – это наитончайший ум, это просто ясность и осознанность. Пребывайте с этим, и тогда ваш ум естественным образом  будет становиться все тоньше и тоньше.

Признаки того, что ваш ум становится тоньше, таковы: сначала ваше дыхание станет ровным, вы будете дышать обеими ноздрями, потом оно будет становиться все реже и реже. Когда ум переходит на более тонкий уровень, любой резкий звук может заставить вас вздрогнуть. На этом более тонком уровне сознания сосредоточение лучше, эффективнее.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

 

11.10.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет