Ломаем стереотипы о стереотипах! - блог №797420

Ох уж эти стереотипы...

Нередко в дискуссиях, обсуждениях, дебатах, спорах фигурирует такое понятие, как «стереотип». Причём, зачастую, тон с которым говорится об этой замечательно штуке незаслуженно обесценивающий и даже негативный. Не знаю, как это сложилось, но могу предположить, что отказ от стереотипов когда-то был модной тенденцией. Ведь слово «стереотип», зачастую, привязывается к чему-то старому, неэффективному, рудиментарному и ненужному здесь исейчас. К тому, что ушло и больше не является необходимым. Так же понятие «стереотип» применяется и к такой важно сфере жизни человека, как его воспитание. Прочитав статью, о которой я вначале написал я понял, что существует такой миф, что если у родителей есть стереотипы и они им следуют, то у детей будут «задавленные способности, подмененные интересы, стыд за то, какие они». Так вот, я сейчас постараюсь объяснить почему это не так.

Некоторое время назад, как я уже писал, была тенденция и я её застал, которая называлась — «отказ от прошлого». Это вообще свойственно политикам и многим руководителям особенно в странах СНГ — начать свой путь в новом статусе с обесценивания и выкорчёвыванием того, что было до них. Я не уверен, что сейчас эта позиция справедлива и эффективна. И рад, что постепенно бирка с надписью «плохо», наклеенная на всём советском (а при СССР на всём царском) уже не столь актуальна. Но, к сожалению, черта, которая называется «отсутствие преемственности» никуда не уходит и людей кидает то в одну крайность, то в другую. Поэтому мне хочется прояснить в первую очередь для себя некоторые вещи о стереотипах в воспитании и высказать свои мысли по этому поводу. Я постараюсь доказать, что отказ от стереотипов — это путь в тупик и это гораздо менее здоровая штука, чем их наличие.
 

Существует такой миф, что если у родителей есть стереотипы и они им следуют, то у детей будут «задавленные способности, подмененные интересы, стыд за то, какие они». Так вот, я сейчас постараюсь объяснить почему это не так.


Если родитель захотел, чтобы ребёнок стал врачом, маркетологом или рисовал — это понятно. Он самостоятельно, пока ребёнок не сознаёт, расставляет для него приоритеты, которые, на вкус родителя, обеспечат сыну или дочери достойную жизнь. Фишка в том, что даже если в этом родитель и заблуждается, даже если потом человеку захочется быть кем-то другим и что-то другое рисовать, то в сознательной жизни он вполне сможет это реализовать, вложить энергию, самовыразиться таким образом, и получить много удовольствия или, как минимум, важный и абсолютно разноаспектный опыт. Куда хуже, когда нет того старта, того стереотипа, об который можно оттолкнуться, сказав, что «это не моё» или «да, спасибо, папа и мама, это моё». Если этого нет, то получается ситуации схожая с попыткой пройти путь без проб и ошибок, и ударить сразу в цель. Это невозможно.

Я постараюсь доказать, что отказ от стереотипов — это путь в тупик и это гораздо менее здоровая штука, чем их наличие.  



А нельзя это осуществить поскольку цель, прежде, чем её достичь, нужно выделить, найти.  Как принято говорить в гештальте — выделить фигуру на фоне. И родители дают ребёнку эти фигуры в виде стереотипов на фоне бесконечного числа вариантов — это могут быть маячки, а могут быть и жёсткие ограды, которые хоть и ограничивают в движениях, но так же указывает путь. Тем не менее, это фигуры на фоне жизни. Потом эти фигуры уходят сами в фон и появляются другие. Но что если нет стереотипов и остаётся только фон без фигур. Если их нет, то нет и понимания своего местонахождения. Забытость, брошенность и одиночество — вот то, что вместо свободы может получить ребёнок родителей «без стереотипов». Можно верить в бесконечную мудрость природы и что она знает лучше, и организм найдёт выход, найдёт нужную, «правильную» для себя фигуру. И я здесь не буду спорить — да, найдёт, только непонятно, в какие эмоциональные цвета этот выход будет окрашен. Человек так или иначе будет стремиться к пониманию, как ему жить. И сначала это понимание ему придётся откуда-то брать полностью, без критики. Брать те самые стереотипы выживания.

Забытость, брошенность и одиночество — вот то, что вместо свободы может получить ребёнок родителей «без стереотипов».


И если эти стереотипы не дадут родители, то их даст кто-то другой.  Тогда это будет, как минимум, тоже самое, что и родительские стереотипы, а как максимум — тот самый «другой» может оказаться вполне себе негативный фигурой и пока один питается чужими стереотипами, пробует выделять в жизни чужие фигуры, это самый «чужой» может реализовывать через это свои цели. Вот один из вариантов. Ребёнок привяжется к компании, где стереотипным поведением и целью является воровство. Попробует. Его просунут в окно, чтобы он что-то вынес из квартиры или открыл дверь изнутри. Конечно, есть шанс, что всё пройдёт удачно, ему не понравится и он уйдёт в поиске другого стереотипа. А если судьба повернётся иначе? Мне кажется, что это слишком большой риск полагаться так сильно на природу и на свои гены.

Если стереотипы не дадут родители, то их даст кто-то другой. 


И слишком большая плата за отстутствие родительских стереотипов и некую абстрактную свободу выбора ребёнка. Есть ещё вариант. Родители депривируют ребёнка как от своих, так и от внешних стереотипов. Допустим, что это возможно. Тогда ему придётся их вырабатывать их самому. Только вопрос на чём ему основываться, если он ничего не пробовал и чист, как табула раса. Родители «без стереотипов» могут сказать, мол, «выбирай сам, мы тебе поможем». Только исходя из какого опыта делать выбор? Метод проб и ошибок у ребёнка отрезан, поскольку тогда его надо выпускать в мир полный желающих снарядить чадо собственными стереотипами. «Мы тебе можем рассказать о нашем опыте» — скажут родители без стереотипов. Но дело в том, что если они о своём опыте расскажут убедительно и красочно, то велика вероятность, что ребёнок воспримет это, как интроект и стереотип. А если расскажут скучно и сухо, то тоже, как стереотип и интроект, что так делать не надо. Получается снова стереотип. А если вообще ничего не скажут, мол, «решай сам», тогда безразличие, одиночество и поиск другой фигуры, которая внедрит стереотип, потому что от чего-то ребёнку всё-равно надо отталкиваться в поиске себя.

«Мы тебе можем рассказать о нашем опыте» — скажут родители без стереотипов. Но дело в том, что если они о своём опыте расскажут убедительно и красочно, то велика вероятность, что ребёнок воспримет это, как интроект и стереотип. А если расскажут скучно и сухо, то тоже, как стереотип и интроект, что так делать не надо.


Но допустим, что есть и ещё один вариант, заключительный и идеальный, для самого послушного ребёнка. Итак, фанфары, барабанная дробь, аплодисменты  — это бесконечный поиск себя, ведь число вариантов самореализации, путей для проб приближается к бесконечности. А это ещё один стереотип поведения, который снова может не попасть в десятку. Например, ребёнок хотел стать специалистом на северном полюсе, отвечающий за популяцию белых медведей, живущих у устья реки. Попадание 90%, потому что всегда ещё есть шанс, что найдётся что-то более подходящее. Но это уже достижение. Только вот беда, понял он это к 70 годам, поговорив с соседом по лестничной клетке. И радость сменяется грустью о того, что не суждено сбыться наконец-то найденному пути.

Число вариантов самореализации, путей для проб приближается к бесконечности


Поэтому я хочу сказать, что от стереотипов не убежать и это абсолютно неотъемлемая часть жизни человека. Отказ от неё изначально обречён на неудачу. Скорее здесь вопрос в другом, принимает ли человек данность или нет. Принимает ли он, что жонглирование стереотипами — это и есть жизнь. Если да, то сможет проводить с жизнью манипуляции, вступать в контакт, подстраиваться и даже подстраивать под себя. Нет — значит данность в виде образования стереотипов будет как-то манипулировать человеком. А его психике придётся постараться, чтобы искренне перестать видеть собственные стереотипы.

Борис Никифоров, психолог-консультант
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Борис Никифоров

Я клинический психолог, аккредитованный гештальт-терапевт Московского гештальт института, супервизор, коуч с 11-летним опытом работы в профессии. Помогаю людям развивать осознанность, эмоциональный интеллект и строить здоровые, счастливые отношения Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

какое уж тут жонглирование, — спросите сколько современных мам отказывают детям в манной каше, и в подкормках содержащих манку, из-за того, что де мол этим кормили в советское время. (20%)

за тему вам +, надеюсь выдержите перссинг

20.10.13

Отличная статья, Борис.

Практически со всеми доводами согласен, особенно про якобы задавленные способности. Поэтому профориентационную работу предпочитаю начинать с анализа семейной истории, а не с проблематичного прислушивания к собственным как бы неискаженным желаниям и устремлениям (откуда они, "если он ничего не пробовал и чист, как табула раса"). 

Большой плюс!

20.10.13

+ 1

 

21.10.13

Всё хорошо в меру — это правда. Стереотипы есть всякие и разные, и какая-то часть их важна и нужна, а какая-то мешает жить и радоваться… Хотя есть и такой стереотип, что жизнь — это борьба и страдание… Ну, уж тут, кому, что нравится (или хочется)...

22.10.13
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store