Сутра сердца. Продолжение

Четверичная пустота

«Форма есть пустота, пустота есть форма. Нет пустоты помимо формы, и нет формы помимо пустоты».

Говоря «форма есть пустота», Авалокитешвара вовсе не утверждает, что формы не существует. Он имеет в виду, что форма, будучи взаимозависимой, пуста от истинного существования, от самобытия. Здесь взаимозависимость трактуется с точки зрения Мадхьямаки Прасангики, то есть это не зависимость от причин, а зависимость от обозначения мыслью. Дома, чашки, электроны, протоны – все зависит от обозначения мыслью.

Помимо наименования, со стороны объекта нет никаких электронов, но номинально существующий электрон есть, и он способен функционировать. При этом его функции не являются самосущими, они также взаимозависимы. Квантовые физики знают, что электроны и протоны – это всего лишь названия. Элементарная частица – это также всего лишь название, данное двум-трем частицам основы.  «Я» и все феномены, будучи обозначенными мыслью, пусты от самобытия.

 Пустота от самобытия означает, что у вещей, помимо существования в качестве мысленного обозначения, нет никакого другого существования со стороны объекта. Когда вы производите это отрицание, что после него остается? Остается взаимозависимость, номинальное существование. Итак, взаимозависимость, номинальное существование напоминает шенванг.

Вчера я приводил пример с плоской Землей, которая подобна кунтагу. А если перевести эту аналогию на анализ самого себя, тогда самосущее, истинно существующее «я», которое вам является, подобно кунтагу. Таким оно вами воспринимается, но существует оно иначе.  А пример шенванга – круглая Земля. Мы не видим ее круглой, тем не менее, знаем, что она такова. Шенванг «я» – это номинально существующее «я», которое в данный момент вами не воспринимается. Но так же, как не обязательно видеть, что Земля круглая, достаточно об этом знать, так и не обязательно видеть номинально существующее «я». Когда вы видите свое тело, вы говорите, что видите себя, потому что тело является одной из основ для обозначения «я». Когда вы обращаете внимание на свои мысли, вы говорите: «Я думаю», но при этом некоего плотного думающего «я» нет.

Если вы удалитесь от Земли на большое расстояние, вы увидите, что она круглая, но номинально существующее «я» вы не сможете увидеть даже с большого расстояния. Вы утверждаете, что видите нечто, просто глядя на основу для обозначения. Если вы видите тело Майи, вы можете сказать: «Я вижу Майю». Вы видите тело Майи, но тело – это не Майя, как же вы можете сказать, что видите Майю? Здесь следует провести различие между номинальным и самосущим существованием. Если вы хотите сказать, что вы увидели номинально существующую Майю, то для этого достаточно увидеть одну из основ для обозначения «Майя». Если же вы хотите увидеть самосущую Майю, то для этого недостаточно увидеть ее тело, тогда вы должны увидеть еще какую-то плотную конкретную Майю помимо ее тела и ума.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

20.10.13
7
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет