Сутра сердца. Продолжение

Небуддистам очень трудно объяснить, что такое «я». Поскольку это не ум и не тело, они ввели такое понятие, как душа. Душа и означает «я», которое не является ни умом, ни телом. Размышляя над тем, каким образом «я» существует, они не могли отрицать его, потому что это противоречило бы опыту. Но поскольку они не понимали теорию пустоты, они стали говорить об атмане, или душе, обладающей тремя характеристиками. Я уже прежде объяснял эти характеристики.

Теория пустоты настолько обширна и настолько взаимосвязана с другими темами, что мне приходится сначала уходить в одну сторону и возвращаться, потом – в другую сторону и возвращаться. Иногда у меня даже возникает желание просто сказать, как Авалокитешвара:

«Ом Гате Гате Парагате Парасамгате Боддхи Сваха» – и ограничиться этим, при этом чтобы у вас были настолько высокие умственные способности, что, только услышав эту мантру, вы бы вошли в состояние медитации и познали бы абсолютную природу. В древние времена такое было возможно.

Бывало и так: когда Будда заканчивал свое учение, вокруг него сидели люди, погруженные в медитацию, Будда тихонько уходил, и те, кто выходил из медитации, тоже тихо покидали место. Остальные оставались сидеть иногда всю ночь, иногда по 6–7 дней, а когда выходили из медитации, то обретали определенные реализации.

 Я тоже надеюсь, что сегодня, когда я закончу учение, некоторые из вас останутся сидеть в медитации, так что  расходитесь тихо. Я шучу. Когда тема такая трудная, как эта, иногда хорошо шутить. Когда  Его Святейшество Далай-лама дает сложное учение и люди засыпают, тогда он неожиданно пошутит – и все просыпаются, а он продолжает учение. Здесь тоже некоторые клевали носом, а теперь проснулись, и я продолжу.

Итак, относительное «я» не обязательно видеть. Вы убеждаетесь в его существовании через восприятие объектной основы. Но если вы захотели бы доказать наличие самосущего «я», вы непременно должны были бы его увидеть как нечто плотное.

Все обыватели знают, что лес существует номинально, что это название, присвоенное скоплению деревьев. Когда вы видите большое количество деревьев, вы говорите: «Я вижу лес», хотя ни одно из деревьев не является лесом. Но раз вы увидели группу деревьев, которая является основой для обозначения «лес», то можно сказать, что вы увидели лес. Вы же не рассчитываете, что увидите лес в виде некоей плотной субстанции. Майя существует так же, как лес, – в качестве наименования, данного ее телу и уму.

Кунтаг леса – это некий плотный, единый, объективно существующий лес, независимый от мысленного обозначения. Такого леса никогда не было в прошлом, нет в настоящем и в будущем также не будет. Но это не означает, что леса нет вообще. Когда вы ищете лес, применяя аналитический подход, вы его не находите, потому что ни одно из деревьев не является лесом, а помимо этих деревьев тоже никакого леса нет. Таким образом, вы ищете истинно существующий лес и не находите его. В таком случае как же лес существует?

Просто как название, данное этой объектной основе. Когда деревьев становится меньше, вы говорите, что лес поредел, а когда количество деревьев увеличивается, вы замечаете, что лес разросся. Лес существует просто номинально, тем не менее, он может стать больше или меньше.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

20.10.13
6
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет