Сутра сердца. Продолжение - блог №800288

Мне очень легко объяснять теорию Мадхьямаки Прасангики, легко развить убежденность в ней. Теории низших школ мне, напротив, объяснять нелегко, потому что все время появляются какие-то несоответствия то с одной, то с другой стороны. Когда логика выстраивается с одной стороны, с другой стороны обнажаются противоречия.

Прасангика же очень гармонична. Здесь не происходит смешения понятий, потому что есть четкие критерии относительной достоверности: трихарактеристики достоверной основы для обозначения. Феномены существуют лишь номинально, но они способны функционировать, потому что это название несет смысловую нагрузку. 

Итак, номинально существующая Майя – это шенванг, относительная истина. Йондуп – это Майя, пустая от истинного существования, от самобытия. Отсутствие истинного существования – это не просто отсутствие независимого субстанционального существования, это гораздо более глубокое отрицание. Нет никакой истинно существующей Майи, она существует лишь номинально, как иллюзия.

Вы не видите самосущую Майю, вы видите объектную основу. Но эта основа, благодаря которой вы можете утверждать, что видите Майю, – это довольно шаткая, эфемерная вещь. Поэтому относительная реальность истинна только в глазах обывателей, для высших существ это не истина, а условность. Арьи с восьмого по десятый бхуми видят просто условность, не принимая ее за истину.

Но я уже слишком углубился, здесь нужно действовать постепенно, иначе есть опасность ввести вас в крайность нигилизма.

Итак, Авалокитешвара говорит, что «форма есть пустота», для того чтобы спасти вас от

крайности постоянства. Форма не существует так, как она вам видится, она пуста от  истинного существования. Из-за крайности постоянства мы вращаемся в сансаре, думая, что вещи существуют так, как они нам являются, веря в эту иллюзию. Так же, как фраза «Земля пуста от плоскости» не отрицает реальности самой Земли, так и «форма есть пустота» не отрицает наличия форм, а лишь опровергает определенный способ их существования, называемый кунтагом.

Вторая часть фразы – «пустота есть форма» – спасает вас от крайности нигилизма. Она означает следующее: будучи пустой от самобытия, форма обязательно должна существовать зависимо. Майя, поскольку она пуста от самобытия, существует номинально, в зависимости от мысленного обозначения.

Пустота Майи от самобытия – это йондуп, абсолютная истина. Поскольку есть абсолютная истина Майи, должна быть и ее относительная истина. Итак, взаимозависимость и пустота – это разные аспекты одной сути, просто два разных названия.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

21.10.13
251
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store