Сутра сердца. Продолжение - блог №805464

А теперь я объясню три противоположности дверям освобождения. Когда вы находитесь в сансаре, цепляясь за истинное существование, вы привязаны либо к счастью по его сути, либо к причинам счастья, либо к результату временного счастья.

Во-первых, вы привязываетесь к сущности «я», дома, объектов вокруг вас, полагая, что они существуют истинно, и цепляетесь за это. Цепляние за ваше «я», которое представляется вам самосущим,и привязанность к нему – это одна из основных дверей вашего вращения в сансаре.

Вы видите, что «я» хочет счастья, потом начинаете размышлять, какова причина временного счастья. Почему вы, например, бегаете целый день в поисках денег? Потому что вы считаете, что деньги являются самосущей причиной вашего счастья. Вы гоняетесь подобными причинами: жильем, политической властью и так далее. Говоря в общем, вы охотитесь за восемью мирскими дхармами. Вцепившись в эти причины, вы уже не можете расслабиться. Вы полагаете, что это причины временного счастья, хотя в действительности это причины страдания.

Противоположность третьей двери освобождения – это убежденность в самобытии результатов, которые становятся для вас смыслом жизни. Вы привязаны к результатам, считая их самосущими, именно поэтому все сансарические результаты становятся смыслом вашей жизни, и вы затрачиваете массу усилий на их достижение. При этом ваш ум не может отдохнуть в своей абсолютной природе.

Из-за этих трех дверей сансары возникают все ваши омрачения и все страдания. А познание этих трех – сущности, причины и результата – как пустых от самобытия называется тремя дверями освобождения.

Когда Авалокитешвара говорит: «Шарипутра, и все дхармы есть пустота…», здесь имеется в виду восемь видов пустоты, которые относятся к учению о трех дверях освобождения.  Словами «все дхармы есть пустота, не имеют отличительных признаков» он указывает на дверь освобождения пустоты. Здесь имеется в виду, что по своей сущности все феномены пусты от самобытия и не имеют отличительных признаков.

Когда мы видим те или иные явления, нам кажется, что они имеют какие-то собственные характеристики, отличительные признаки, существующие со стороны объекта.  Например, когда люди смотрят на облака, разным людям видятся в них разные формы. При этом в облаках нет собственных характеристик какой-то определенной картины. В зависимости от мысленных интерпретаций одному это облако покажется крокодилом, а другому – чем-то иным. В самом облаке нет каких-то определенных форм, ваши ассоциации зависят от ваших привычек. Поскольку у моей мамы ум настроен на все буддийское, когда она видит облако, она говорит, что оно похоже на Будду, а другое облако похоже на ступу. А индуисты могут увидеть в облаке форму Шивы, а христиане –форму креста.

Пример с облаками ясно показывает, что у облаков нет собственных характеристик. То, что видят в облаках разные люди, зависит от их субъективного восприятия. Таковы же и все феномены. Они не существуют таким образом, каким вы их видите, у них нет отличительных признаков. Если вы будете смотреть на Майю издалека, то вы можете увидеть некую фигуру, а если подойдете ближе, то увидите, что ее очертания не такие, какими показались вам издалека. У тела Майи нет отличительных признаков, потому что люди воспринимают ее одним образом, а микроорганизмы, обитающие в ее теле, воспринимают ее иначе. Также разные люди, глядя на Майю, видят ее по-разному. Если бы у Майи существовали какие-то самосущие отличительные признаки, тогда все должны были бы воспринимать ее одинаково.

 

 

© перевод лекции  Геше Тинлея

26.10.13
225
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store