Сутра сердца. Продолжение

Что такое эти отличительные признаки, или собственные характеристики, которыми мы наделяем предметы? Это то общее, что видят в вещах разные люди. Поскольку у людей менталитет похож, они замечают в объектах какие-то одинаковые признаки. Когда несколько человек что-то увидели, а затем выяснили между собою, что они все увидели в этом предмете нечто общее, они приходят к выводу, что у вещей есть некие отличительные признаки. Тогда они начинают думать, что другие видят этот предмет так же, как они сами.

Следовательно, сам предмет наделен некими собственными характеристиками.  В действительности же это происходит так, как в следующем примере.

Вы посмотрели в небо и увидели облако, которое напомнило вам образ Будды. И вы сказали своему другу, который тоже буддист: «Смотри, там Будда! Это особенный, самопроявившийся образ».  Тот посмотрел в небо и согласился с вами. Затем еще несколько человек подтвердили ваши слова, и так возникла идея, будто в этом облаке есть отличительные признаки образа Будды.

Точно так же, как в случае с этим облаком, достигаются определенные соглашения относительно всех явлений. Их отличительные признаки, собственные характеристики существуют лишь в наших концепциях.

Если низшие школы признают отсутствие собственных характеристик вещей, им будет очень трудно обосновать, как вещи существуют. Мадхьямака Прасангика, с одной стороны, знает, что у вещей нет собственных характеристик, а с другой – может очень хорошо обосновать, как феномены существуют на относительном уровне, без собственных характеристик, самобытия, истинного существования. Они существуют просто в обозначении. С нашей точки зрения, мы – люди, которые собрались здесь вместе и общаются. Но мы выглядим так только с позиции нашего мира. Если посмотреть на нас с другого измерения, быть может, мы окажемся микробами, обитающими в каком-то огромном организме.

К примеру, те микробы, которых мы видим под микроскопом, кажутся нам микробами, но им самим кажется, что они – большие существа, обитающие в бескрайнем мире, где также есть небо. Они вовсе не подозревают, что находятся в чьем-то теле.

 В «Сутре непостижимого» рассказывается о том, что есть мир, где все настолько огромное, что даже Маудгальяяна оказался крохотным существом, стоящим на краешке чашки Будды. В этой сутре также говорится, что в каждой поре тела Авалокитешвары находится целый мир.  Сначала я не мог в это поверить, но потом поговорил с учеными, и они сказали, что такое возможно. То, как воспринимаются вещи, зависит от измерения. Есть разные измерения.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

26.10.13
7
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет