Сутра сердца. Продолжение

Итак, учение о пустоте должно дать вам некоторые противоядия для решения проблем вашей повседневной жизни. Когда у вас начинается депрессия, думайте о том, что нет никаких собственных характеристик, нет никакого истинного существования. А то, что мы воспринимаем слишком серьезно, за что держимся – это все подобно возрастающей, полной и убывающей луне, которую мы видим с земли.

Но наша абсолютная реальность заключается в том, что мы никогда не рождались, не существовали и не умрем. Во многих коренных текстах сказано, что все дхармы вначале не возникают, в середине не существуют, в конце не разрушаются.

Как в том примере с женщиной, которая во сне была рада рождению ребенка, а когда ребенок умер, она страдала, но в реальности ребенок изначально не рождался, потом не жил и не умер. Зачем слишком радоваться или печалиться? С абсолютной точки зрения все пусто от самобытия, не имеет отличительных признаков, не имеет истинного существования. Это первая дверь освобождения – дверь пустоты.

Если вы способны пребывать в этой медитации на отсутствие самобытия, истинного существования, то не останется никакой основы для мыслей, они будут рассеиваться сами собой. Но когда вы пребываете в такой медитации на пустоту, не думайте, что все остальные миры перестают функционировать.

Когда вы сами увидели, что луна не растет, не становится полной и не убывает, это не означает, что другие люди тоже не видят возрастания и убывания луны. Другие по-прежнему видят это со своей точки зрения. Для них это реальность, относительная истина. Но они ошибочно считают ее самосущей, истинно существующей.

То, что с земли мы видим луну растущей, полной, убывающей – это лишь восприятие, лишь взаимозависимая ситуация. Это относительная истина. А если мы считаем, что истинно существующая луна растет, убывает, то это иллюзия, кунтаг.

Различия во взглядах Прасангики и Читтаматры

С точки зрения Читтаматры все является проекцией ума. А значит, если вы ничего не проецируете, то ничего вокруг вас и не существует. Это противоречие. С точки зрения Прасангики все существует лишь как мысленное обозначение, но когда вы перестали давать мысленные обозначения, медитируете на отсутствие, пустоту, остальные люди продолжают давать мысленные обозначения. Для вас уже нет возрастающей и убывающей луны, но с точки зрения других людей возрастающая, убывающая луна существует. Для них это относительная истина.

Поэтому Мадхьямака Прасангика говорит: все существует лишь номинально, но внешние объекты есть, и они существуют отдельно от вас.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

29.10.13
6
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет