Сутра сердца. Продолжение

Итак, наши концепции о реальности этого мира медленно рассеиваются. Наши представления о хорошем и плохом,  о том, кто является объектом вдохновения, а кто – объектом сострадания, постепенно исчезают. Все это не существует так, как нам является.  Поскольку меняются основы для обозначения, мы говорим об изменении объектов. Но объекты как некая плотная сущность никогда не меняются, их вообще не существует. Нет никакого субстанционального бытия вещей, все существует лишь номинально. Но нашему уму очень трудно смириться с этим.

Возможно, вы станете утверждать, что субстанциональное существование есть, потому что вы можете потрогать вещи и убедиться, что они плотные. Да, они кажутся вам плотными, вещественными, но на самом деле они лишены субстанционального существования. 

Стоящий перед вами стол также существует только в названии. Вы касаетесь основы для обозначения «стол» и думаете, что стол существует субстанционально, раз вы можете к нему прикоснуться. На самом деле вы касаетесь только основы для обозначения. А основа для обозначения «стол» – это не стол. Сам стол – это всего лишь название. 

Основа для обозначения «крышка стола» тоже существует номинально. Это тоже лишь название, данное его основе. Вы касаетесь основы для обозначения «крышка стола». Затем поделим эту крышку на левую и правую половину. Вы касаетесь сейчас основы для обозначения «левая часть крышки стола».

Так вы можете делить дальше и дойти, наконец, до атома, но сразу поймете, что атомы – тоже лишь названия, данные объектной основе.  Поскольку вы наблюдаете основу для обозначения «атом», вы говорите: «Я вижу атом», но нет никакого плотного атома. Вначале плотные атомы не возникали, в середине не существовали, в конце не разрушатся. Это лишь ваш ум, все время дающий наименования. 

Этому процессу номинализации нет конца: вы можете делить объекты до бесконечности, давая основам их составляющих миллионы названий, но всякий раз это будут не более чем названия. Наука также делит и дает названия, но так и не дойдет до той частицы, которая имела бы субстанциональное существование. В буддизме это было известно еще 2500 лет назад.

Сейчас квантовая физика признает как общеизвестный факт, что, сколько бы вы ни делили, вы не найдете плотную субстанцию, имеющую объективное существование.  Отдельно от субъекта вы не можете говорить об объекте. Тот мир, в котором вы живете, очень сильно зависит от вашего субъективного восприятия.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

01.11.13
9
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет