О карме.Продолжение

Буддизм говорит, что феномены подразделяются на постоянные и непостоянные. Непостоянные феномены – это материя, сознание и составные факторы.

Вы должны понимать, что карма – это намерение. Намерение является сознанием. Посредством намерения мы совершаем кармическое действие, которое оставляет кармический отпечаток, который не является ни материей, ни сознанием.

Кармический отпечаток называется составным фактором, то есть тем, что функционирует, но не является ни материей, ни сознанием. Например, время тоже является составным фактором. Время не является сознанием, не является материей, но оно меняется. Время, кармические отпечатки  телом, то есть, вы – не материя.

Вы думаете, что вы – это материя, тело. Но вы не являетесь материей, потому что ваше тело не есть ваше я. Вы думаете: «Я – материя, потому что я могу сидеть, могу принимать пищу». Но это не вы сидите, не вы принимаете пищу. Это ваше тело сидит, ваше тело принимает пищу. Но ваше тело не является вашим я. Если ваше тело является вашим я, что в этом теле есть ваше я: голова, руки, живот, ноги или что-то ещё? Всё это отличается друг от друга. Где здесь ваше я? Составные факторы – это очень интересное явление. Но вы так же не являетесь и сознанием. Ваше сознание не есть ваше я.  Когда вы ясно поймете, что вы являетесь составным фактором, тогда вы поймёте взаимозависимое происхождение вашего я.

Буддийское открытие составных факторов является более сложным и тонким, чем научное познание об электронах и протонах. Наука исследует не все феномены, она исследует функционирующие феномены, и среди них, опять же, только одну группу – материальные, субстанциональные феномены. Поэтому электроны, протоны, мельчайшие частицы являются материальными факторами. Это материя в том или ином виде. Это такая тонкая материя, которую мы не можем увидеть обычным зрением. Чтобы увидеть мельчайшие частицы ученые используют различные ускорители, микроскопы и так далее, и могут говорить об их функционировании. С точки зрения буддизма электроны, протоны и все эти мельчайшие частицы являются материей и грубым феноменом, потому что их функционирование можно увидеть тем или иным образом. Что касается действия сознания, то наука очень мало этим занимается, кроме психологии. Что касается составных факторов, наука об этом даже не думает.

Вы должны понимать, что ваше я является составным фактором. Ваше тело не является вашим я, сознание не является вашим я, но ваше я функционирует, оно существует как составной фактор. Время также является составным фактором. Для буддизма время тоже является очень сложным феноменом, потому что каждая буддийская школа имеет свою интерпретацию понятия времени. С точки зрения школы Прасангика Мадхьямика время –это просто название, наименование. Нет никакого прочного времени, кроме как наименования.

Наименование зависит от той или иной ситуации. Вот мы говорим: «Сейчас 2006 год». В зависимости от чего мы называем это время 2006 годом? 2006 лет – это не время существования Земли или вселенной. Если бы мы говорили о времени появления нашей вселенной или времени образования Земли как планеты, тогда бы мы могли говорить: «Сегодня такой-то год, столько-то миллионов или миллиардов лет со дня появления Земли или со дня возникновения нашей вселенной».

Поэтому время является просто наименованием, данным в зависимости от того или иного события.  Сейчас 2006 год от Рождества Христова. То есть, нет какого-то прочного 2006 года как такового, существующего именно как 2006. Просто 2006 солнечных лет прошло с момента рождения Иисуса Христа. Помните наступление 2000 года, миллениум? Сколько вокруг этого было шумихи, говорили, что будет происходить что-то особенное. Но на самом-то деле это просто наименование, ярлык. Астрологи бы, конечно, не согласились, что нет такой прочной связи с каким-либо событием, которую можно было бы назвать временем.

Конечно же, они 2006 год тоже не приемлют как объективную базу для наименования времени, потому что они свои подсчёты делают, основываясь на каком-то объективном факторе, таком как положение звезд на небосклоне относительно солнечной системы, относительно Земли, горизонта, появления комет и так далее. То есть, некоторая объективная основа есть. Потом они говорят о том, что с такого-то по такое-то будет плохое время, тогда-то и тогда-то будет затмение. Но нет истинно существующего, самосущего плохого времени как такового. Это, опять же, просто наименование в зависимости от того, что планеты так-то встали, и это может оказать такое-то и такое влияние. Это всё подсчитывается и в христианской, и в буддийской астрологии, и в астрономии.

 

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.11.13
26
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет