Достаточно давно по непонятным причинам возник достаточно бессмысленный спор о «биологической полигамности или моногамности человека». Бессмысленный потому, что, во-первых, с точки зрения биологии давно всё ясно, никаких принципиально новых фактов никто из спорщиков не открыл, и, соответственно, нет причин менять сложившуюся точку зрения, во-вторых (и это главное) – поведение человека не опреде-ляется исключительно биологической природой. Биология лишь задает некие самые
Тем не менее, поскольку в интернет-обсуждениях и на страницах СМИ этот вопрос по-прежнему поднимается (а в последнее время даже чаще, чем раньше), то стоит разобраться в нем подробнее. Чаще всего данный вопрос формируется в виде утверждений о полигамности мужчин и моногамности женщин (иногда, правда, кто-то из представительниц прекрасного пола в стремлении к справедливости или из желания подразнить оппонентов заявляет о том, что на самом деле всё обстоит как раз наоборот, и моногамным должен быть мужчина, а женщина – полигамна). При этом авторы таких утверждений в попытках обосновать свои желания ссылаются на «биологию», не утруждая себя доказательствами – просто-де «мужчина биологически полигамен, а женщина биологически же моногамна», и всё тут.
Как же на самом деле обстоят дела с моно/полигамностью человека с точки зрения биологии? Очевидно, что СУГУБО БИОЛОГИЧЕСКИ оба пола у человека полигамны, т.е. способны поддерживать сексуальные отношения параллельно или последовательно с несколькими особями противоположного пола. Никаких БИОЛОГИЧЕСКИХ ограничений, препятствующих такому поведению, не существует. Строго моногамны по биологическим причинам, например, пчелы (поскольку после брачного полета самцы погибают, а самка больше не копулирует), самцы некоторых семейств глубоководных рыб-удильщиков, у которых с целью облегчения поиска партнера самец (размеры которого гораздо меньше, чем самки) фиксируется челюстями на самке, и с течением времени просто прирастает к ней и становится неспособен вести самостоятельное существование (т.н. «паразитизм самцов»), и т.п. Иными словами, биологически моногамность, там, где она есть, обеспечивается достаточно жесткими механизмами* (гибель одного из полов после копуляции, неспособность к повторной копуляции и т.п.). Очевидно, что у человека таких жестких биологических механизмов нет (ни у одного пола). Поэтому биологически (повторяем – СУГУБО БИОЛОГИЧЕСКИ) оба пола у человека полигамны, то есть в принципе способны к полигамным отношениям, поэтому всякие утверждения о «биологической полигамности мужчин и моногамности женщин» или наоборот совершенно лишены оснований. Что касается РЕАЛЬНОГО сексуального и брачного поведения людей, то оно определяется не только и не столько биологическими факторами, сколько культурными традициями, социально-экономическим устройством общества, индивидуальными предпочтениями и убеждениями, и основанной на всем этом договоренностью между партнерами, а не биологией. Биологическая способность обоих полов к полигамным отношениям не означает, что все люди должны выбирать именно такую форму отношений, или, тем более, что кто-то имеет право навязывать её партнеру вопреки его желанию. Использование же ссылок на якобы «биологическую», врожденную поли- или моногамность людей вообще или того или иного пола некорректно – поведение человека не определяется сугубо биологическими факторами.
* — Пресловутая «моногамность» некоторых птиц, таких, как дикие гуси, лебеди и т.п. обусловлена не биологической же «неспособностью» вступать в сексуальные отношения с другим партнером, а территориальным поведением – совместной защитой парой своего гнездового участка от других птиц, независимо от их пола. При этом за пределами гнездового участка сексуальные контакты с другими, не принадлежащими к данной паре птицами вполне возможны (см., напр. К.Лоренц, «Кольцо царя Соломона», «Год серого гуся»).
Рекомендуем личную консультацию | |
Полищук Мирослав |
Привычные мысли ведут к привычным эмоциям и действиям, и это всех устраивает. . . до поры до времени. А всегда ли то, что привычно, правильно? Что происходит на самом деле? Зачем мы делаем то, чего сами не хотим? Вопросов, которые стоит себе задать, о Узнать подробнее
Привычные мысли ведут к привычным эмоциям и действиям, и это всех устраивает. . . до поры до времени. А всегда ли то, что привычно, правильно? Что происходит на самом деле? Зачем мы делаем то, чего сами не хотим? Вопросов, которые стоит себе задать, особенно в кризисной ситуации, много, а правильно заданный вопрос - это уже почти ответ. Пишите - будем задавать вопросы и совместно пытаться на них ответить. Свернуть
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||