О трех Основах Пути. Продолжение

Коренной текст был написан Ламой Цонкапой, в нем излагается учение об отречении в трех разделах. Комментарий к тексту написал Пабонка Римпоче. Сейчас я даю вам комментарий на коренной текст Ламы Цонкапы на основе комментария, данного Пабонкой. В комментариях Пабонки есть много моментов, предназначенных исключительно для тибетских монахов и поэтому культурологически не подходящих вам – русским людям, мирянам. Поэтому я возьму из этих комментариев основу и изложу ее вам в наиболее доступной и понятной форме, используя новые примеры, чтобы это учение имело связь с вашей жизнью. В этом случае оно будет вам полезно. Если же учение связано с жизнью каких-то других людей, то для вас оно останется всего лишь какой-то историей, не более того.

На прошлой лекции я объяснил вам предварительную часть учения о трех основах пути, а теперь мы дошли до самого учения. Оно объясняется в четырех разделах: учение об  отречении, учение о бодхичитте, учение о правильном воззрении, или о пустоте, и четвертое – просьба о медитации. В последнем разделе Лама Цонкапа просит разрешения медитировать, породив в себе ясное осознание учения.

Первое – учение об отречении.

Оно имеет три раздела. Вам нужно создать в голове целостную картину, иначе какие-то отрывочные части вы запомните, а другие части забудете и потом будете думать: “Ну, отречение – это очень просто: отбросить сансару, отбросить все остальное. Я хочу нирваны – это и есть отречение”. Это детское, незрелое понимание. На самом же деле отречение основано на глубинной философии, и когда вы поймете ее, то в самой глубине вашего сердца зародится сильнейшее желание достичь освобождения. Развив в себе отречение, даже будучи царем всего мира в окружении бриллиантов и золота, вы не захотите иметь этих богатств, они будут для вас как детские игрушки. В противном случае, присутствуя на учении, вы будете думать: “Да, все сансара, у меня отречение от сансары, я не хочу никакую сансару”, но когда выйдете отсюда, вам на улице встретится знакомый и скажет: “У меня есть сногсшибательный проект! Ты можешь заработать на нем тысячу долларов”, и вы тут же побежите осуществлять этот проект, позабыв о Дхарме. Дхарма не нужна, тысяча долларов – важнее.

Благодаря доброте моего духовного наставника я имею небольшое понимание отречения, бодхичитты. В моей жизни возникало множество проектов, но даже проект на миллион долларов меня не привлекал. Когда я жил в Новой Зеландии, то чуть было ни стал заниматься бизнесом, но все-таки не занялся, потому что таким образом невозможно решить свои проблемы и достичь полного счастья. В России у меня также есть много очень богатых друзей, но когда я разговариваю с ними, выясняется, что у них гораздо больше проблем, чем у некоторых моих очень бедных учеников. Мои бедные ученики особо не жалуются и говорят: “Нам хватает”. Когда я слышу от них такие слова, они делают меня очень счастливым. Бедность – это украшение духовного практика. Если материально вы бедны, но зато богаты духовно – это очень хорошо.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

02.12.13
7
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет