О трех Основах Пути. Продолжение

Первый раздел: причина, по которой необходимо породить отречение.

“Невозможно утолить жажду наслаждения в океане бытия. Само влечение к мирскому полностью сковывает воплощенных существ. С твердым намерением найти окончательный выход из сансары сначала устремись к отречению”.

Здесь говорится, что для освобождения от сансары важно породить в себе желание освободиться от сансары. Если это желание отсутствует, то вновь и вновь будут возникать привязанности к маленьким удовольствиям сансары, тем самым вращение в сансаре продолжится.

Так, если вы страдаете хронической болезнью, к примеру, туберкулезом, и не желаете вылечиться от нее, или если вы будете стремиться устранить только лишь симптомы – температуру сбить или кашель унять, – то никогда не вылечитесь полностью. Для полного излечения от туберкулеза вы должны знать, что это за болезнь и каким образом можно ее одолеть. Обычное питье микстур от кашля не поможет, ваше состояние не будет улучшаться, а будет только ухудшаться.

Если вы не будете лечить болезнь сансары, то есть устранять омрачения, то сможете решать только временные проблемы, которые будут возникать снова, ухудшаться и усугубляться. Это правда. Ваше положение в жизни будет становиться хуже и хуже, а если в этой жизни ухудшения не произойдет, то в следующей жизни оно появится несомненно.

Такова причинно-следственная взаимосвязь. Никто не создавал вам ваших страданий – это результат болезни омрачений, которые всегда ведут только к отрицательным следствиям.

Чтобы породить в себе отречение, важно понять, каким образом мы вращаемся в сансаре.

Лама Цонкапа говорит: “Мы находимся в сансаре”. Сансара же означает перерождение под властью омрачений. Что же привязывает нас к сансаре? Никто и ничто, кроме нашей кармы и омрачений. Мы привязаны к сансаре пятью оскверненными совокупностями. Для освобождения от сансары сначала нужно понять природу страдания сансары. Если не думать о том, что природа сансары есть страдание, то у вас никогда не появится отвращение от сансары. Если же у вас не появится это отвращение, то на его месте будет постоянно возникать противоположное чувство – привязанность к сансаре. Посредством этой привязанности вы сами вновь и вновь будете ввергать себя в круговорот бытия. Поэтому обвинять в своем несчастье вы можете только себя, свое неправильное понимание.

Так, Будда указывал на бабочку. Бабочка думает, что пламя прекрасно и способно даровать ей счастье. Но в действительности пламя имеет природу огня, оно может только сжигать. Бабочка этого не знает. Внешняя сторона, видимость этого пламени обманывает ее, и под властью своего заблуждения она подлетает слишком близко к огню. Пламя обжигает ее крылья, но она, совершив еще один круг, вновь подлетает слишком близко, потому что не догадывается, что крылья ей обжег этот самый огонь. Она думает, что крылья ей обожгло что-то другое, только не огонь. Так она кружит, опаляя крылья, и, наконец, подлетает слишком близко и погибает. Поймите, огонь сансары – это только сансара. Она не способна подарить вам истинное счастье.

Человек, понимающий, что природа огня – жар, не привязывается к огню, у него не возникает желания прикоснуться к пламени. Если же он не прикасается к огню, то страдания от ожога тоже не возникает. Не имея отречения, то есть не стремясь к освобождению от сансары, вы вращаетесь в ней вновь и вновь. Поэтому сначала необходимо породить в себе отречение.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

02.12.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет