О зрении и английского языка изучении.

Современные родители не так настойчиво требуют у современных школьников « сидеть ровно», как это делали предыдущие поколения. Однажды, наблюдая за боевыми действиями бабушки и скрючившегося над тетрадями внука, я заинтересовалась бабушкиными убеждениями насчет зрения в целом и узнала много интересного.

В тридцатые-сороковые-пятидесятые годы плохо видеть и быть очкариком было стыдно. Над очкариками смеялись, ничуть не считая близорукость болезнью, обладателю которой можно сочувствовать. Близорукость приравнивалась к лени. « Ленивые глаза» ребёнка были позором для семьи, и все родные настоятельно требовали делать упражнения, которые как минимум останавливали прогрессирование близорукости. Висеть на турнике и подтягиваться, вращать головой, наклонять и прогибаться приходилось от десятка до сотни раз. Состояние глаз связывалось с кровообращением и спинным мозгом, то есть с подвижностью позвоночника и и интенсивной работой всех мышц. Если сейчас гимнастикой для глаз именуют моргание и вращение глазами, то тогда каждые десять минут сидение над учебниками прерывалось интенсивными движениями перед открытым (по возможности) окном, включающими вращение тазом и приседания. Взгляд, естественно, был направлен в даль, глаза отдыхали.

Прошу на минуту остановиться и дать глазам отдохнуть.

А теперь, если вам не трудно это сделать, напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы отдыхали, что вам представляется отдыхом для глаз.

Чтобы проиллюстрировать то, насколько изменились понятия за полвека, приведу запись в тетради практики учащейся педагогического училища: « Нельзя так долго заставлять детей смотреть на классную доску, от этого у детей портится зрение. Надо больше работать в тетрадях». Это убеждение учителя учителей, которое ежегодно сотни выпускников разносят по школам и передают детям, то есть будущим родителям. Мать шумного мальчика предлагает сыну: « Возьми телефон, отдохни». Скорее всего хотела утихомирить его игрой в телефоне, но она наверняка не представляла, насколько такая игра утомительна для глаз. А может быть она в младшем школьном возрасте усвоила взгляды той учительницы, которая убеждена, что глаза отдыхают, уставившись в книгу, которую теперь заменил маленький близко расположенный экранчик?

Что же считали важным для зрения в прежних поколениях?
Дети были подвижны. Мальчишек трудно было удержать от сбеганий во двор и игры в футбол. Даже усидчиво делая уроки, они часто поглядывали в окно на игру, которая велась под окнами. Зимой катались со снежных гор, а это несколько секунд спуска и быстрый подъем в гору. Любишь кататься – люди и саночки возить, работать сердечком, разгонять кровь так, что пар стоял столбом и щеки полыхали огнем.

Книг и тетрадей не хватало, да учитель и не полагался особо на сознательное изучение предметов только по книгам и обязательно подробно разъяснял предмет, рисуя на доске, показывая плакаты и карты. То есть в течении учебного дня дети смотрели больше на доску и на учителя, чем на свою парту и лежащие на ней пособия. После школы детишки любили играть в школу, что предполагало в основном вызовы к доске, а не письмо в тетрадях, и задания выполнялись на стенах и заборах, то есть на вертикальной поверхности. А ведь давно уже было замечено, что зрение портится больше всего при опущенной голове. Это связывали и позой унижения, которая разрушает здоровье в целом, и с изменениями в стекловидном теле из-за перетеканий межклеточной жидкости. Независимо от причины, быстрое падение зрения при работе с близкорасположенными предметами при низко опущенной голове является фактом.

Если посмотреть старые фотографии пишущих школьников и современные, то бросается в глаза изменение осанки. На старых фотографиях спины ровные, голова наклонена лишь самую малость, опущен в тетрадь только взгляд. На современных снимках дети нередко нависают над тетрадями и даже как будто прикрываются руками от учителя. Если побыть на уроках, то можно заметить, что ребенка, поднявшего глаза от задания, учитель одергивает как отвлекающегося. Во время опроса посмотреть на учителя – это привлечь к себе его внимание, и троечники стараются опустить взгляд, чтобы их не спросили. В течение урока некоторые дети ни разу не поднимают взгляд от парты. И зрение к завершению начальной школы оказывается лучше либо у отличников, которые не боятся взглядом бросать вызов учителю, либо у двоечников, которые игнорировали замечания и то « спали», то шалили, что требует активного отношения ко всему окружающему пространству и готовности отреагировать на опасность, расположенную на некотором удалении.

Опасность, которую надо видеть издалека, – это одна из причин, по которой дети войны в основном имели отличное зрение, несмотря на недоедание и стрессы. Немалое время проводилось в опасливом наблюдении за врагом. Страх умножает бдительность, а бдительное наблюдение исключает глазную лень. Возможно, по той же причине более зорки шкодливые ребятишки, часто ожидающие заслуженное наказание, в то время как послушные тихони в большинстве случаев близоруки. Еще одна причина сохранения хорошего зрения затаивавшимися в опасные времена детьми – нахождение подолгу в темноте. Когда ничего не видно и видеть не надо, глаз расслаблен. Не исключено, что и наших школьников со спазмом аккомодации можно излечивать без помощи ирифрина, зато с помощью сказок, попросту не включая зимой свет в темное время суток и забавляя детей не телевизором, а историями.

Отдельный вопрос – питание и всевозможные витамины. Почему-то голод не вызывал близорукость. Напротив, описаны случаи улучшения зрения при голодании. Не исключено, что заслуживает внимания и лечение глаз голодной слюной. Во всяком случае голодные дети войны, вылизывая языком друг у друга соринки из-под век, считали это лечением. « Не бойся, я тебе в глаз поплюю, и ты видеть лучше будешь». Полезным для зрения было употребление натощак свежих ягод. Некоторые ягоды считались чуть ли не панацеей от глазных болезней. Как выяснилось, речь шла [URL HREF=«shkolazhizni.ru/archive/0/n-64546/»]не столько о чернике с ее богатым содержанием витамина А и антоцианов, сколько о голубике. [/URL] Ягоды летом и морковь зимой были важной частью питания, иногда не было ничего другого.

Для сознательного восстановления зрения рекомендовалось энергично вращать глазами. К примеру, представляя себя великаном, перед глазами которого висит Земной шар приблизительно трехметрового диаметра, и его надо вращать взглядом, иначе у людей не будет смены дня и ночи. Ответственная задача.

Еще один отличный способ, который решает сразу две важные для школьников задачи – изучение материала, укрепленного на стене. Это может быть формула, список дат, набор фраз иностранного языка, стихотворение. Произносим вслух то, что видим, максимально отойдя и потом отклоняясь назад, пока текст не будет как в тумане. При удалении мозг собирает информацию отовсюду, в частности из памяти и от глаз, тренируя обе системы. Если ребенок не готов сознательно трудиться над улучшением зрения и памяти, можно спрашивать у него материал так, чтобы в текст (расположенный на вертикальной опоре, а не на столе) можно было слегка подсматривать. Занятия с близоруким ребенком, к примеру, английским языком, могут выглядеть так: к холодильнику магнитом прикреплена распечатка английских слов и фраз, а на диктофон наговорены с паузами переводы этих выражений. Стоя достаточно близко, ребенок вставляет в паузы английские слова, читая транскрипции. Потом чуть отходит и снова вставляет слова в паузы, видя теперь лишь крупный шрифт самих английских слов. Потом еще раз отходит, так что остаются лишь общие очертания. Не получается – можно сделать шаг вперед, но каждый шаг – это минус очко в случае игры с партнером, а при самостоятельных занятиях не дает лишний раз приближаться заинтересованность в конечном результате.

Многое сказано. Но будет ли сделано? У кого ленивые глаза, тот и сам, наверное, ленив и пропускает мимо внимания все призывы заняться полезным делом. Не знаю, верно ли это. Но на вопрос о том, почему в прежние годы близорукость была редкостью, можно услышать ответ, что те поколения на диванах перед экранами не валялись и на ленивую блажь времени не имели.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Елена Ермолова

Самоорганизация, рациональное использование времени. Путь в творческие профессии. Смысл жизни. Православная психология и психология религии. Осознанное родительство. Одаренные дети. Дети с ментальной инвалидностью. Короткие ответы на многие Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Английский язык


Комментариев пока нет