О трех Основах Пути. Продолжение

Итак, временное счастье. Это обман, видимость счастья. Оно как бы поглощает ваше истинное счастье и создает вам множество страданий. Из-за привязанности к временному счастью мы делаем много нехороших поступков, обманываем.

Буддизм называет мирское счастье временным. Если бы лежание на пляже, выпивка, курение были источником истинного счастья, то, куря и выпивая все больше и больше, вы должны были бы чувствовать нарастающее счастье. Но это не так. Если вы будете пить или лежать на пляже сверх меры, это принесет вам одни лишь страдания. Поймите, люди называют счастьем не настоящее счастье, в действительности это страдание перемен. Истинное счастье есть ум, полностью свободный от омрачений. Когда в вашей жизни появляется какое-то временное счастье, вы должны сразу себе сказать: “Это не настоящее счастье, поэтому я не должен быть к нему привязан. Будет оно – хорошо, не будет – тоже не беда”.

Ни один мирской объект не может дать вам истинного счастья; привязавшись к какому-либо объекту, вы непременно ощутите страдание от его отсутствия. Кто-то страдает от отсутствия мужа, другие – от отсутствия жены, третьи из-за того, что не имеют машины.

Все эти страдания возникают из-за привязанности к идее, что для счастья обязательно надо иметь мужа или жену, или автомобиль. “Почему у меня нет жены? Я старался и так, и этак, но не смог жениться. Я плохой человек”. Исследуйте этот механизм, и вы поймете, что основа его действия – привязанность к тому или иному объекту. Каждый из вас испытывает какие-то страдания из-за отсутствия того или иного объекта. Причина – привязанность.

Страдание возникает не только от отсутствия, но и от присутствия объекта привязанности. Сначала у вас не было мужа или жены, и вы пребывали в расстройстве. Наконец, вы вышли замуж, женились, и теперь начинаются ваши страдания оттого, что у вас есть муж или жена. Вы с сожалением вспоминаете: “Когда у меня не было мужа, я была более свободной, а теперь у меня совсем нет свободы”.

Этот вид страдания распространяется не только на мужа, но и на все объекты ваших желаний, которыми вы обладаете, и называется “страдание от обладания желаемым объектом”. Если это страдание становится особенно сильным, человек говорит: “Быть замужем много хуже, чем быть незамужней. Без мужа я была такой свободной! Мой муж пьет, курит, ругает меня. Зачем мне это было нужно?”

И у вас возникает желание развестись с мужем, потому что страдание от присутствия мужа становится сильнее, чем страдание от его отсутствия. И вы расстаетесь. Но это еще не конец. После расставания у вас возникает третий вид страдания – от расставания с объектом желания. Вы начинаете скучать по своему мужу, и он по вас скучает, вы оба вспоминаете только хорошее, что было во время совместной жизни, вам хочется снова сойтись. Вы сходитесь, в течение нескольких дней чувствуете себя очень счастливыми, но круг замыкается, и снова возникает прежнее страдание.

Однако буддизм не говорит, что жениться и выходить замуж – плохо. Не надо делать неправильных выводов: “О, Геше Тинлей говорил, что муж и жена не нужны, что все должны стать монахами”. Это не так. Все не могут быть монахами, поэтому семейная жизнь тоже нужна, только надо освободиться от неправильных представлений, которые не устраняют, а лишь способствуют появлению проблем. Брак надо заключать с пониманием ситуации, в которую вы вступаете, с пониманием, что вы не являетесь независимым. Если бы я был независимым и очень сильным, то не нуждался бы ни в чем вообще, ни в муже, ни в жене. Но я не очень сильный, поэтому мне нужна опора на надежного человека, чтобы в трудные времена мы могли друг другу помочь. Когда он или она испытывает трудности, я должен помочь. Когда мне будет трудно, мне поможет мой муж или жена. Если брак основан на таком понимании, на взаимной помощи друг другу в трудные времена, то этот союз будет очень прочным, надежным. Однако и мужчины, и женщины ищут спутников жизни, исходя, в основном, из эгоцентричных желаний. Мужчина думает: “Если я женюсь, жена будет готовить мне еду, стирать одежду, прибирать дом”. Женщина думает: “Если я выйду замуж, муж купит мне дубленку, машину, украшения”. И если их ожидания не исполняются, возникает страдание. Это мирской подход.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.12.13
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет