Стоит ли конспектировать лекции?

студент и его подлинные интересы

Если студенты конспектируют лекцию, преподаватель может не опасаться неудобных вопросов.

Мало у кого есть такой избыточный интеллектуальный потенциал, что его хватает и на процесс записывания, и на уяснение всей глубины смысла записываемого.

Невеж, срывающих лекции, проще всего угомонить проверкой конспектов. Но может быть невежам не место в лекционной аудитории? С этим, увы, не согласятся те, кто получает доход от родителей, заинтересованных хоть в каком-нибудь развитии бестолковых отпрысков.

Присутствие в аудитории чужеродных элементов – грустная неизбежность. В результате чего профессора и даже школьные учителя не рискуют использовать активные формы работы и просто начитывают лекции. А студенты и старшеклассники конспектируют, надеясь потом понять записанное, и это «потом» никогда не наступает.

К счастью, доступно изложенный материал можно найти в учебниках. Учебник гораздо легче изучается по следам лекции, вот и вся польза от стараний профессора.

Вообще-то студенты бывают разные, профессора – разные, традиции – разные. К некоторым вузам сказанное ни в коей мере не относится.

В одном из таких вузов мне недавно довелось побывать на лекции, и происходящее изумило. Над доской и экраном для проектора висели часы (что немаловажно, сейчас станет ясно, почему). У всех студентов были фотоаппараты (которые работали без звука и вспышек, никаких щелчков затворов не было). Почти все имели диктофоны в дополнение к одному основному профессиональному, лежащему на кафедре. И вот профессор начинает лекцию. Студенты не пишут, а слушают. Профессор время от времени отходит от исписанной доски, чтобы её удобно было фотографировать. Вместе с часами. А студенты время от времени разговаривают со своими диктофонами, делясь замечаниями, размышлениями и соображениями.

Жаль, что диктофон, подобно фотоаппарату, не фиксирует время записи, и ребятам приходится тратить время на уточнение того, на какой секунде посетила мысль. Или есть модели с записью времени по Гринвичу?

Когда лекции заканчиваются, и студенты едут домой, они просматривают фотографии доски и экрана.

Нередко среди фотографий оказываются и снимки студенческих рисунков, своих и чужих, сделанных на бумаге по поводу услышанного.

Прослушивают свои заметки по поводу лекции и записывают замечания и дополнения на… еще один диктофон. Итого в деле участвуют три диктофона: записывающий преподавателя, записывающий мысли студента во время лекции и записывающий саморефлексию и изобретения, импульсы к которым возникали на лекции и были записаны на второй диктофон.

Предполагаю, что дальше будет обмен интересными находками в соцсетях и замечательные проекты, быстро приводящие к результатам, ведь ничто не откладывается на потом и не забывается.

 

Итак, для учебы требуются два диктофона, фотоаппарат и листы бумаги для собственных схем или опорных сигналов по Шаталову.

Конспект? Его роль, наверное, выполняет распечатка материалов с фотоаппарата. А может и вовсе нет никакого конспекта, поскольку материал сразу наилучшим образом укладывается в голову и, если надо, повторяется путем повторного прослушивания нужных частей лекции.

Возникает вопрос, почему не используется видео. Очень просто: из-за избыточности. Из-за шума. Из-за затрат времени на выделение нужного среди ненужного. Просматривать фотокадры удобнее, чем прокручивать видео. И различать речь, записанную диктофоном, легче.

Видеозаписи незаменимы в художественных вузах, но там вообще все иначе.

И все-таки мне кажется, что конспект рано объявлять анахронизмом. Вы когда-нибудь пробовали читать очень скучную книгу, попутно щелкая семечки? Заметили, что при этом можно одолеть без особых мучений, хотя и без особого результата, сколь угодно усыпляющий текст?

Выписывание буковок подобно лущению семечек, оно помогает сосредоточить внимание на том, что пока не увлекло. Это во-первых. И, во-вторых, медленное думание во время письма позволяет мысли уходить на совершенно особые уровни мышления.

Так что пусть будет и конспект. Но не во время таких лекций, когда хочется внимать каждому слову, на них лучше бы мощно соображать и усиленно продвигать себя вперед и вверх.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Елена Ермолова

Самоорганизация, рациональное использование времени. Путь в творческие профессии. Смысл жизни. Православная психология и психология религии. Осознанное родительство. Одаренные дети. Дети с ментальной инвалидностью. Короткие ответы на многие Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

грант на борьбу с идеологией образования вы безусловно получите.
Очень удачно получилась фраза: "лучше бы мощно соображать и усиленно продвигать себя вперед и вверх", — как это замечательно звучит в переводе на английский!

10.12.13
Сейчас на сайте

Писать конспект — это и правда выход. Правда в борьбе со сном чаще побеждал сон. Видно лекторы обладали гипнотическим даром, либо акустика в аудиториях. Во времена учебы была идея освоить стенографию, записывать все лекции, вообще, все мудрое, но то ручки под рукой не было, то тетради, то со следующего понедельника — так и учеба прошла незаконспектированной.

Вообще, тема очень плодотворна, надо будет подумать в практическом плане. Например, как внедрить конспектирование в школе. 

Я не совсем понял, извиняюсь, что хорошего нашел Александр в английском переводе последнего предложения "… promote themselves up and forward"? Куда лучше это будет на украинском: "краще потужно міркувати і посилено просувати себе вперед і вгору". 

10.12.13