О трех Основах Пути. Продолжение

Cлова “радуйся временному страданию” вовсе не означают, что вы должны нарочно искать какие-то страдания, вовсе нет. Имеется в виду, что вы должны принимать страдания, возникающие в вашей жизни, но не создавать их искусственно. Некоторые индуисты сидят или лежат на битом стекле, истязают себя, умерщвляют плоть.

Буддисты этим не занимаются, это дикая крайность. Такие практики не приведут вас к освобождению. Само по себе переживание страдания не способно привести вас к освобождению, иначе все живые существа давным-давно достигли бы освобождения, поскольку испытывают сильнейшие страдания.

Однако страдание можно использовать для порождения любви, сострадания и отречения. И когда у вас проявляется дурная карма и возникает страдание, вы должны принять его, зная: “Это результат моей плохой кармы – она созрела, и я страдаю; я должен с этим смириться”.

Но это не означает, что у вас нет никаких способов уменьшить страдание. Если вы заболели и говорите: “Это моя карма”, и отказываетесь от лекарств, это тоже заблуждение. Внутренне вы должны принять эти страдания, и в то же время помните, что карма возникает из причин и условий.

Поэтому, если вы создадите противодействующие причины и условия, то есть примете некое противоядие от своего страдания, вы можете от него освободиться. В любом случае полезно думать так: “Если мое страдание пройдет – это будет очень хорошо, если же не пройдет – что ж, не страшно; по крайней мере, я попытаюсь его устранить”.

Шантидева говорил, что если вы можете изменить что-то в своей ситуации, то нет повода переживать, просто сделайте это. Но если проблема неразрешима, то переживать тоже бессмысленно, тогда надо ее принять, смириться. Как же понять – разрешима проблема или нет? Только пытаясь ее решить.

Если вы можете найти пути ее решения, она разрешима, а если все ваши старания безрезультатны, то проблема неразрешима и беспокоиться нет необходимости. Это очень полезный, практический совет для вашей повседневной жизни. Жить с таким мировоззрением – тоже практика Дхармы, поскольку ваш ум будет становиться все спокойнее и спокойнее. Судить об успехах своей практики вы можете только по результатам. Например, встречаясь с неблагоприятными обстоятельствами в жизни, вы должны проверить свою реакцию на них, оценить, насколько глубока ваша практика в действительности.

Если вы будете горевать и причитать, как обычный человек, то ваша практика была поверхностна. В критические моменты вам предоставляется хорошая возможность проявить силу и спокойствие; если вы можете это сделать, ваша практика приносит плоды.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.12.13
7
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет