Агрессия на психолога

Агрессия на психолога во время рабочей сессии.

В академической литературе встречаются ссылки на проявления агрессии во время работы над глубинными страхами,  со стороны пациента. Но подобные описания сводятся к иллюстрациям этого процесса, с «ленивыми» обоснования практико-теоретического характера. Возникло острое желание написания обзорной статьи на эту тему. И ваше,  уважаемые эксперты,  мнение и опыт окажут неоценимую пользу,  конечно,  если Вы проявите снисхождение к моей просьбе опубликовать их в этом блоге. Интересным окажутся также ссылки на литературу, в которой Вы встречали обзоры этой вопроса. 

Огромное спасибо.
С уважением, Саранцев Сергей.

19.12.13
118
28 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Саранцев Сергей

Вас убеждают, что Псориаз неизлечим. Сеансы, нашей совместной работы, откроют перед Вами путь к выздоровлению. Первое занятие стоит 250 рублей.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Спасибо Сергей, это было бы очень полезно обменяться мнениями.

19.12.13

   Будем иметь в виду.

19.12.13

Сергей, честно говоря, я надеялся здесь увидеть Ваши собственные соображения по этому поводу.

Может быть все же именно Вы начнете?

Я вот прямо сейчас имею дело с очевидной агрессией переносного характера. Чаще всего я с такой и сталкиваюсь — даже внутреннее ощущение есть специфическое — мне начинает «казаться», что клиент общается не со мной, а с совсем другим человеком.

19.12.13

Есть такое, далеко за примером ходить не надо, вот к примеру этот сайт — большинство помоев выливается еще на этапе обсуждения орг. моментов — то дорого, то почему не бесплатно, то… почему не хотите оказывать секс-услуг. Вот перлы из ЧС:

1)

Клиент (далее К, орфографию и пунктуацию сохраняю): Извините., но психолог вы никудышний! заявить в полицию, при чем здесь полиция, ведь я же ясно выразилась, это случаеться не каждый день!
Алексеева Александра
ну ищите «кудышних» психологов=)

К: как можно быть психологом, если вам насрать на проблемы людей!

Алексеева Александра: Вы хотите об этом поговорить?=) можете написать разоблачительные посты в рунете, разрешаю

К: нет, ехидная курица, я до такого не опущусь!!! и отвечать не нужно, не утруждайте себя бредовыми ответами!

Алексеева Александра: хорошо, уговорили=)

К: боже, как такие твари психологами работают

Алексеева Александра: кукареку!=)

2)

Алексеева Александра: Если нужна психолог. поддержка, то можно договориться об очной или онлайн-консультации
3)
К: плати! жду!
Алексеева Александра: что значит плати? я эксперт, а не клиент
К: ну тогда иди нах
19.12.13
Сейчас на сайте

Агрессия-хорошая, рабочая штука, которая снимает пласты, до которых на *улыбке* долго копать, бывает применяю провокативную технику, получаю агрессию и как следствие с клиентом выходим на новый рабочий уровень, но, подходит не всем, не всегда и  вряд ли подойдёт, на мой взгляд, для онлайн формата и самое главное условие, что вы с этим умеете работать… ну и конечно агрессия в классическом переносе, как уже выше написал Николай Александрович, создаётся ощущение, что клиент говорит явно не со мной :)

19.12.13

Сергей, мне кажется, что тема достаточно известна и прорабатывается при профессиональной подготовке. Перенос в психоанализе, проекции в гештальт терапии, нарушение гомеостаза в НЛП — это теоретические обоснования агрессии в известных мне школах. Соответственно различное понимание агрессии — сущность в психоанализе или процесс в гештальтерапии. Соответственно и различны методы работы с агрессией

 

19.12.13
Сейчас на сайте

Сергей, я бы разделила ваше сообщение на две составляющие:

а) агрессия клиента и б)реакция психолога.

В первом случае, если вы помните, агрессия — это одна из психологической защиты. Агрессия на психолога может иметь несколько причин. Например.

Первая. Результат напряженного ожидания встречи с психологом, когда клиенту нужно рассказать о сокровенном (и в незнакомой обстановке, и с незнакомым человеком, коим в тот момент является психолог) и о своих, глубоко личных проблемах.

Вторая причина. Серьезные психологические барьеры и комплексы, которые мешает имеют многие из обращающихся к нам за помощью клиентов. эта составляющая мешает нормальному общению с людьми, в том числе и психологу.

Третья причина. Запланированная реакция на какой-либо метод психотерапии, когда вы сознательно затрагиваете «болевую»зону клиента и ему трудно справиться с эмоциональной болью.

Четвертая причина. Отторжение- как один из этапов психотерапии.

Во втором случае, реакция психолога должна предельна терпеливой и вежливой (а не хамство, как это с гордостью представлено в одном из ответов на ваш пост). Психологу стоит поступить так, как нас всех  учили. Например, для нейтрализации возможной агрессии (или отрицательного действия комплексов) и снятия психологических барьеров) применять два замечательных комплекса:

*комплекс приемов, которые позволяют достаточно быстро успокоить и настраивать клиента,  создавая для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощения, вселения уверенности в себя и и доверия к психологу.

*комплекс особых процедур, состоящая из специальных приемов, поднимающих настроение у клиента и вызывающих у него позитивные эмоциональные переживания.  И так далее.

19.12.13

Вопрос интересный. Агрессия на психолога, по моему мнению, бывает по причинам естественного существования агрессии в собственной личности.Вызвать могут как перенос, так и действия психолога, истолкованные как опасные, травмирующие, как ответ на реальное или мнимое доминирование и т.д.На действия, воспринятые как некомпетентные, на внедрение, которое было нежелательным, на интерпретации, данные не своевременно.Из соперничества, в котором клиент, хочет одержать победу... 

19.12.13
Сейчас на сайте

У меня, как и у Горшкова Николая Александровича, вызвало удивление и разочарование отсутствие в статье заявленного в заголовке материала… Именно эти два чувства… Агрессии нет......)). 

Жду статью с нетерпением и обязуюсь принять участие в обсуждении.

С уважением, Борис

+1)

19.12.13

Спасибо.

19.12.13

Интересно Сергей, ждём статьи! +1

19.12.13

Сергей, из того, что приходит мне в голову вот так, навскидку — это Калшед «Мир травмы». Там очень хорошо описан внутренняя агрессивная субличность, которая в какой-то момент терапии оказывается обернута против психолога в том числе

19.12.13

Тема неожиданная в данном аспекте (...во время работы над глубинными страхами...), надо будет подумать. Это надо еще на такую глубину забраться, чтобы и агрессия проявилась, и процесс не прекратился. То есть, должна быть устойчивая структура отношений. Хотя прекращение — это может и есть агрессия. Наверняка, лучше знают психиатры или психотерапевты, работающих лечебной сфере. Хотя Вы и говорите о пациентах, а не клиентах, видимо, таких и подразумеваете. От клиентов… есть ведь перенос, психолог имеет определенный образ, «притягивающий» перенос, выработанный с годами. Пациент (надо думать, менее сохранный чем клиент) реагирует на образ психолога с позиций своего опыта и текущих условий, исходя из своего стереотипа восприятия и реагирования. Часто воспринимает психолога как источник фрустрации или того хуже — как агрессора. Ведь психологу приходится конфронтировать, если так можно выразиться. 

Параллельно может наблюдаться нечто противоположное — подыгрывание психологу, желание предугадать, что-то типа «имитации оргазма». За этим угадывается желание пациента (клиента) угодить, понравиться, не показаться глупым, а часто и желание закончить утомительный и «бесполезный» процесс душевывертывания. Такая вот моя импровизация на тему.  

19.12.13

Из недостаточно освещенного в литературе я бы обратил внимание на аспект восприятия поведения клиента психологом. Если клиент перешел в статус клиента (то есть во время консультации, а не случайного контакта), то любое его поведение информативно и полезно для работы, и за агрессию ему можно быть благодарным так же, как за слезы. А вот если психолог переходит в защитную  позицию реакции на агрессию — это уже признак профессиональной некомпетентости.

20.12.13

для консультирования проявление агрессии со стороны клиента дурной знак, указатель, что мы идем не туда, не смогли установить контакт с клиентом. или клиент изначально пришел к нам, чтобы слить свою злобу, а не решать свои проблемы: и оплата ему не нравится, и все вокруг и т.д. у клиента и «подселение» может быть, встречается в подростковом возрасте, тогда его цель — вызывать в нас ответные злобные реакции.

20.12.13

Проявление агрессии и других эмоций со стороны клиента на психолога в процессе терапии нормальное явление. Это Перенос. Фрейд достаточно осветил этот защитный механизм в своих трудах.

20.12.13

Ближайшие причины агрессии клиента:

1.Обычный контрперенос в процессе психоанализа.

2. Отсутствие совместимости психолога и клиента, вовремя не считанное специалистом.

3.Упорство специалиста в применении метода, который заведомо не срабатывает.

4. Негативизм клиентов к фигуре «психолога» как таковой. В последнее время встречается очень часто за счет девальвации профессии и прихода в нее массы людей с низкой квалификацией. Имея опыт общения с горе- профессионаами, клиент перестает доверять психологам в принципе.

5. Негативизм, вызванный распределением ролей в паре психолог- клиент. Многих людей раздражает заданность ситуации, которая подвергает сомнению их «способность решать свои проблемы самостоятельно».

20.12.13

Спасибо за приглашение к дискуссии.

Лично я считаю такую агрессию естественной на определенных этапах терапии. В основном это перенос. Имеет диагностическте значение, так как это сигнал, что терапевт добрался до нужной глубины проблемы. Следовательно, к этому нужно быть готовым.

Ну а если, как например, частенько бывает на сайте сессия даже еще и начиналась, а на тебя уже «наезжают» — это уже слив, люди нашли новый способ отреагирования в виде троллинга. :)

20.12.13
Сейчас на сайте

Уважаемый Сергей. Было бы очень интересно почитать Ваши соображения на данную тему… А тема действительно актуальна. +1

20.12.13

Жду, статьи!!! Поддерживаю комментарий Горшкова Николая Александровича. Намерение написать статью очень хорошое. После Вашего видения, можно уже будет что то комментировать и добавлять, высказывать свои соображения. От меня "+1".

20.12.13

Для меня агрессия-это энергия(без знака плюс или минус)… клиент не готов или не хочет встречаться с болью(травматизацией или по вашему «глубинными страхами»).Если терапевт «наступит» на такое больное место клиента, то естесственно тот будет это место защищать… в гештальте это проявление агрессии называется негативным переносом… т е клиент при «касании» к его боли, переносит на терапевта образ своего обидчика...

21.12.13

Спасибо, за предложенную тему! Пишите статью, Сергей! Дискуссия и получится!:

21.12.13

Агрессивные реакции со стороны клиента необходимо рассматривать в каждом случае индивидуально. Это может быть как проявление чувства безысходности, так и «кровоточащая рана». Но тем не менее каждый профессионал должен наработать опыт в этой области, чтобы  оказать квалифицированную помощь!!!

21.12.13

Гнев означает страх. Тот, кто злится, — испуган, он боится что-то потерять. ©

То есть любые негативные эмоции возникают из (слабостей) привязанностей (сильного желания получить что-либо и/или сохранить что-либо). Ограничивающий себя человек, который не позволяет себе иметь что-либо, или не иметь (не позволяет себе все существующие возможности), привязанный к чувству собственной значимости, собственной правоты, или к каким-либо удовольствиям (объектам чувств), обязательно теряет внутренний покой всякий раз, когда кто-либо другой посягает на его самомнение (иллюзии), или на его права обладать чем-либо.

Чаще всего люди проявляют агрессию, защищая свои иллюзорные (надуманные или навязанные им социумом) ценности, свои слабости, за которые они держатся, но от которых лучше было бы избавиться. Ведические источники утверждают, что гнев возникает из вожделения (желания повелевать и наслаждаться), то есть из сильной привязанности к своему ложному эго.

Если психолог не нуждается только в добром и уважительном отношении со стороны своего клиента (то есть свободен от привязанностей), то он никогда не встает в позицию защиты в отношениях с ним. Ему просто нечего защищать, он свободен от иллюзий… ))

Это не мнение эксперта… это мнение обычного разумного человека, живущего в знании...

Всех благ! (мудрости в знании, крепкого здоровья, самостоятельности, правильных отношений с окружающими, счастья и духовности всем!)

22.12.13
Практического опыта у меня недостаточно, но однозначно могу сказать, что агрессия может быть вызвана абсолютно разными причинами — это может быть даже как устоявшаяся форма поведения. Тут все зависит от конкретных ситуаций, от материально-бытового и эмоционального окружения клиента, даже просто от его текущего психического состояния — как правило, люди у которых все и так хорошо — просто не обращаются к психологам. +1
22.12.13

Агрессия клиента в первый момент автоматически вызывает чувство вины: «Что сделала не так?» Приучила в такой ситуации включать анализ переноса и контрпереноса. Появляется возможность более глубинной работы, т.е. «агрессия» — это плюс, как и любая другая сильная эмоция в психотерапии. 

23.12.13

Спасибо за блог! +1 \24\

27.12.13

безусловно агрессия идет либо на страх, либо на бессознательную эмоцию отторжения, несогласия, на внутренний конфликт, и очень даже на чувство вины, или иными словами агрессию против себя, которую психолог либо своими словами, а скорее всего своим внутренним сотоянием запускает у клиента, и в этом смысле как это ни парадоксально прозвучит «за счет клиента лечение проходят всегда „два“ человека..

24.01.14