О трех Основах Пути. Продолжение

Третье доказательство: время смерти неизвестно, поскольку наше тело очень хрупкое. Имея всегда сильное, крепкое, здоровое тело, мы могли бы утверждать, что проживем долго. Но наше тело настолько хрупко и уязвимо, что мы можем умереть даже из-за какой-то незначительной болезни. Мы можем споткнуться, упасть и умереть. Мы можем умереть от малейшей раны, царапины.

Итак, осознание неопределенности момента смерти является для вас наиболее важным, мощным. Помня об этом, вы постоянно будете хранить в уме мысль о Дхарме.

Если же память о смерти заглушается другими мыслями: “Завтра я не умру, и послезавтра не умру”, то у вас возникает концепция постоянства, и вы продолжаете развивать эти мысли: “Через год не умру, и через пять, десять, двадцать лет я еще буду жить”. Некоторые люди глубоко убеждены, что проживут все сорок лет. Если я скажу такому человеку: “Через сорок лет я подарю тебе миллион долларов”, он очень обрадуется, поблагодарит меня и будет все сорок лет с нетерпением ждать, когда они пройдут, чтобы получить деньги.

Разве это не свидетельствует о нашей глубокой убежденности в том, что лет сорок или пятьдесят мы еще проживем? Какой-нибудь царь, сильно привязанный к своим владениям, имуществу, может думать, что еще сто или двести лет со всем этим не расстанется, будет жить и править. И если какой-нибудь прорицатель скажет ему: “Через сто лет эта страна по-прежнему будет твоей”, этот царь будет очень счастлив.

Концепция постоянства вводит вас в заблуждение и заставляет обманываться. В настоящий момент вы, вдобавок, обманываетесь неверным представлением об истинной сути своего  существования, но основная причина вашего самообмана – все-таки концепция постоянства. Она порождает все ваши заблуждения, расстройства, отрицательные переживания, таков ее механизм. Она обманывала вас в течение неисчислимого множества прошлых жизней и продолжает обманывать каждый день, каждую минуту. Даже сейчас, когда вы слушаете учение по непостоянству и смерти, эта концепция присутствует в глубине вашего сознания и вводит вас в заблуждение. Она как застарелая, хроническая болезнь. Избавившись от нее, вы устраните из своего ума вместе с ней и множество других болезней.

Будда исследовал это явление и сказал, что все наши омрачения в этой жизни – гнев, зависть и прочие – побуждаются концепцией постоянства. Пытаясь удалять эти омрачения из своего ума по отдельности, вы сможете избавиться только от гнева или только от зависти, но останется неизмеримо больше, и вы просто не сможете справиться с ними по одиночке. Устранив из ума концепцию постоянства, вы тем самым устраните корень множества омрачений-ветвей, и они прекратят существование.

Так и в случае с моим сном: в течение трех дней мой ум был чист от отрицательных мыслей, эмоций, потому что я был убежден, что вот-вот умру. Три дня мой ум был свободен от концепции постоянства; поскольку отсутствовала коренная причина всех омрачений, то не было и самих омрачений. И у вас, и у любого человека этот механизм будет работать одинаково.

Не думайте, что святой человек – это какое-то запредельное существо, а святость – недостижимое для вас состояние. Создав соответствующую причину, вы сможете достичь того же самого.

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

22.12.13
9
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет