О трех Основах Пути. Продолжение - блог №884799

Пятое сущностное положение – во время смерти пользу принесет только дхарма. На это есть три доказательства.

Первое доказательство: в момент смерти вам не помогут ни деньги, ни богатство, ни имущество. Все мирские объекты, которые вы так ценили и оберегали в жизни, вы должны будете оставить в момент смерти. Вы не способны взять с собой ни единой копейки.

Второе доказательство: в момент смертивам не помогут ни друзья, ни родственники. Они могут лишь плакать над вами, не в силах что-либо предпринять. Вы были сильно привязаны к ним в течение всей жизни, зависели от них, но в момент вашей смерти они ничего сделать для вас не могут. “Поэтому, – понимаете вы, – я должен практиковать Дхарму. Я должен полагаться только на Дхарму. Все остальное мне не поможет”.

Третье доказательство: в момент вашей смерти вам не поможет даже ваше тело. В течение жизни вы так оберегали свое тело, заботились, уделяли ему много внимания и времени. Теперь вам придется оставить его и уйти.

И если в момент смерти вам не поможет ни первое, ни второе, ни третье, значит, в момент смерти вам не поможет ничто, кроме Дхармы. В итоге, вы развиваете в себе сильную убежденность: “Поскольку смерть неизбежна, я буду практиковать Дхарму. Поскольку время смерти неизвестно, я буду практиковать прямо сейчас. Поскольку в момент смерти мне поможет только Дхарма, а все остальное утратит значение, я буду практиковать только Дхарму”. Если вы не способны решиться на такое, то пообещайте себе уделить хотя бы половину вашего времени практике Дхармы.

В результате подобной убежденности у вас появляется некое чувство, и вы должны пребывать на нем. Укрепляйте в себе осознание того, что момент смерти неизвестен и высока вероятность умереть уже завтра. Однако в обычной жизни нет нужды слишком сильно на этом сосредоточиваться, это полезно делать во время ретрита. Иначе вы, того и гляди, перестанете ходить по магазинам, готовить пищу, забросите своих детей, и они у вас голодать начнут. Вы должны понимать, когда и о чем следует думать прежде всего.

Сейчас вам достаточно думать о скорой смерти по принципу пятьдесят на пятьдесят. Тогда половину времени вы посвящаете подготовке к следующей жизни, а другую половину – подготовке к завтрашнему дню. “У меня есть шанс, что я выживу, – думаете вы, – поэтому мне нужно позаботиться о пропитании”. Вместе с тем, думать, что смерть ни в коем случае завтра не придет – величайшая глупость. Это как игра в русскую рулетку. Человек ставит деньги и думает: “Я нажму на курок, но пули там нет”. И он нажимает на курок, а там пуля. Если вы каждый день играете в русскую рулетку, то несомненно однажды умрете и это застанет вас врасплох, окажется большим несчастьем, поскольку вы совсем не подготовились к смерти.

Поэтому важно ежедневно думать: “На завтрашний день у меня половина шансов умереть и половина – выжить”. В ретрите вы должны думать о завтрашней смерти с большой долей уверенности или даже с полной убежденностью, тогда ваша практика будет очень чистой.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

23.12.13
200
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store